План на сегодняшний день был короток и ясен – добраться до Трабзона (старое название Трапезунд). Что мы там хотели? Я знал, что в тех краях легко получить визу в Иран. Раз уж из Мерсина до Ливана на пароме не вышло покататься, так вдруг получится посмотреть Иран. Вот только чисто физически за сутки осуществить наш план не удалось, потому что световой день имеет свойство заканчиваться в самый не подходящий момент. И случилось это ровнехонько после перевала в небольшом горном городке Мачка. Однако, из любой ситуации можно найти выгоду, ведь всего в 15 км от Мачки находится один из самых труднодоступных монастырей – Панагия Сумела. Так что мы и монастырь посмотрим, и горным свежим воздухом подышим, и в кузове с коровой покатаемся.
к содержанию ↑
Знакомство с провинциальным городом Мачка в Турции.
Я еще рассчитывал с вопросом визы заскочить в Эрзурум, что мы и сделали, но обо всех деталях получения иранской визы в Турции я расскажу в следующей статье. После Эрзурума был еще Байбрут, а последние пару сотен километров мы летели на шикарной тачке с очень “горячим” бизнесменом-турком, который решал свои вопросы прямо по телефону. В таком состоянии ехать со скоростью выше сотни было более чем неблагоразумно. Конечно же, как вы понимаете все закончилось благополучно. Бонусом к такой поездке мы еще и “вкусняшек” пакет получили – пахлава и нарезанная чурчхела.
К сожалению, со всеми хождениями по “транзитным” городам, мы не успевали по времени добраться до Трабзона, который находился на побережье черного моря. Преодолев горный перевал, мы поняли, что придется заночевать в небольшом городе под названием Мачка. Впрочем, это тоже неплохо, так как всего в 15 км от нее находился скальный монастырь Панагия Сумела или как его просто называют Сумела монастырь. Почему бы не совместить приятное с полезным?
Еще одно замечание, когда мы бродили по узким горным улицам пусть и не сильно раскрученного, но все же туристического городка Мачка, я полностью забыл, что мы находимся в Турции, потому что над высокими холмами гор скопились серые дождливые тучи, а сами горы были настолько утыканы зелеными деревьями (преимущественно хвойными), что в голове стояли образы Черногории, Румынии… да чего угодно, только не Турции. Это другой мир, друзья, я вам отвечаю :).
Минусов, правда было больше:
- Если перед нами туристический городок, значит живут здесь отелями. Так и есть, спросил первого попавшегося мужчину, где поставить палатку, так он руками развел и показал на зеленую лужайку за забором, которая судя по вывеске, принадлежала местной жандармерии. А когда второй опрошенный ткнул прямо здесь же на тротуар, мол “укладывайтесь прямо здесь, на мокрый асфальт, ребята”, я понял, что искать место придется самим.
- Все таки мы остановились в горах, рядом с которыми было море, нам не повезло, что в тот вечер небо затянуло тучами, а значит все кругом было сыро и ночью мы могли “дать дуба”, что не радовало.
- Провиант тоже подходил к концу, как и световой день, а местных денег у нас было пара тугриков. Обменники скорее всего откроют завтра, да еще побегать поискать их придется. А кушать хочется уже сегодня, прямо сейчас. Зашел в магазин с хлебом, спросил сколько стоит, так и думал, дороже в два раза, чем в прочих городах “для смертных”, а не для туристов. Только хотел уходить, как хозяин подбежал, взял буханку хлеба, на которую я ткнул пальцем и отдал бесплатно. Удивлен до глубины души! Булку взял… как говориться, “дают – бери”.
Место мы таки нашли, за мечетью, с огородами через реку. Похоже, все ушли на вечерний намаз, поэтому можно спокойно распаковываться и ужинать тем, что раздобыл :).
Надо же, как удачно мы воткнули палатку, как раз в сторону, куда возят туристов до Сумела монастыря. Ни об автобусе, ни о такси никакой речи для нас не шло, хотя умом я вроде понимаю, что населенный пункт живет туристами, поэтому желающих покатать нас “на халяву” будет немного. Ага, я угадал. Не смотря на то, что вышли на трассу мы рано утром (вдруг повезет на спешащих рабочих), мимо проезжающие автомобили с диким упорством не хотели нас брать “на борт”, особенно если учесть, что добрая половина из них были такси.
Один мужичонка сжалился, провез пару километров в гору, ну, дело сдвинулось с мертвой точки, это уже хорошо. И правда, уже следующая машина, ехавшая на водозаборную, что буквально в паре шагов от монастыря, прихватила нас с собой.
к содержанию ↑Война с кассиром или как попасть на территорию монастыря.
Мало того, что Сумела монастырь расположен в труднодоступном месте – в горах на высоте 300 м над уровнем моря, так еще и на территории Алтиндерского национального парка. Да, здесь за природой стараются следить.
Монастыря еще не было видно сквозь густые кроны деревьев, когда мы подошли к нескольким кафе и стоянке микро-автобусов. Тихое местечко, мне нравится. Из местного персонала нашел англоговорящего рабочего кафе и спросил, как можно добраться до монастыря. Нам ответили, что можно пройти (или проехать) по шоссе три километра дальше, а лучше подняться по старой тропе с лестницами прямо здесь за кафе, что сэкономит нам полчаса.
Попросив оставить тяжелые рюкзаки здесь же за витриной, мы выбрали второй вариант. Тропинка была мокрой, скользкой, безлюдной и очень долгой.
Может лестничных пролетов 5 или 6 мы прошли, пока среди зеленых веток, я не приметил стены монастыря. Такой знак подогревает желание быстрее до него добраться.
На входе нас встретил турник, какие обычно ставят в метро. Так, бесплатно здесь не пройдешь, а билет стоит 8 лир (160 руб.), придется каким-то образом договариваться с кассиром. Давить на жалость не помогло, отправили менять деньги в закусочную неподалеку, где курс оказался настолько зверским, что я послал их “турецким” лесом.
Пока я бегал, подоспела туристическая группа, которые по трое-четверо человек толпились у кассы, чтобы купить билет. Если бы не “турникет”, прошли бы с Милой в толпе, никто бы и не заметил, а так придется ждать, пока всех не обилетят. И все равно, в итоге кассир отказал мне обменивать деньги, если бы не парнишка, который сидел тут же рядом. У него видать совесть есть и он предложил курс чуть пониже предложенного мною, но адекватный. Обменял деньги, заплатил за билет и с радостью пошли на осмотр. Поэтому…
Внимание!!! К монастырю Панагия Сумелы обязательно приезжайте с нужным количеством местных денег, курс на обмен здесь очень низкий.
Прорвались и ладно. Визуально монастырь выглядит так, будто все здание монастыря прямо вделано в скалу, а на самом деле между стеной скалы и этим зданием есть большое пространство, на котором расположено множество всяких помещений и жилищ монахов.
История православного греческого монастыря Сумела.
Не буду вдаваться в глубокую историю, скажу только, что монастырь знаменит тем, что именно на этом месте в 386г. афинские монахи Варнава и Софроний после явления им Божьей Матери, нашли икону с образом Девы Марии, которую писал сам Лука. После находки монахи решили построить здесь монастырь, который и хранил сию реликвию аж 15 веков, пока в 1923 году икону не вывезли греки.
Кстати, вся история заложена в названии монастыря. Панагия Сумела (Panayia tou Melas) переводится как «Святая Дева с горы Мела».
Пока у нас шла “война” с кассиром, вся туристическая группа в лице одних турков, уселась прямо в центре маленькой монастырской площади послушать вещания гида. Это дало нам с Милой фору в полчаса, чтобы исползать спокойно все закоулки и пофотографировать.
К сожалению, не везде можно было сунуть свой нос, большие железные, а главное запертые ворота преграждали путь к более современному зданию монастыря, который как раз и предстает перед посетителем с внешнего вида. Непонятно только почему, то ли он от старости рассыпался, то ли некоторые комнаты там до сих пор использовались под какие-то нужды.
Зато фресок я насмотрелся всяких разных. Говорят, они тут уникальны тем, что благодаря большому желанию отдельным представителям Османской империи помалевать на стенах, фрески отходят по внешнему виду от канонических норм.
Наверное “выкалывание” глаз у православных святых – это тоже элемент национальной живописи. Ладно, оставим сарказм, есть фрески, которые неплохо сохранились и по сей день, а вот наскальное творчество на святых памятниках типа “здесь был Мухаммед” я никогда не понимал и не пойму, вы уж извините.
Не смотря на то, что монастырь считается православным, он является местом паломничества не только для христиан, но и для мусульман.
В целом монастырь Сумела мне понравился, но энергетики какой-то особенной я там не прочувствовал, слишком место затоптано.
На спуске я старался дышать во все легкие, устал я от голого полу-степного турецкого ландшафта. А здесь горный воздух, зелень, птички поют, река где-то внизу шумит, красота, да и только.
Трое в кузове, считая корову.
Так, доехать мы сюда доехали, теперь бы и выехать неплохо. Пока закинем рюкзаки на спину, пойдем потихоньку, а там может и попадутся какие колеса. Наверное, мы и километра не протопали, как я услышал сзади звук двигателя. Грузовичок на два сидения с тентовым кузовом, машем, тормозит. Впереди, как обычно, сидеть негде, значит посадят в багажник, нам не привыкать.
Из кабины вышла бабка и, как я и думал, повела к кузову. Ё-мое, это что еще такое?!? Посреди кузова стоял к нам пятой точкой маленький бычок, который от горного серпантина уже успел нагадить себе под “ноги”, в чем собственно нервно перетаптывался. Мы с Милой переглянулись, но что делать, выезжать-то как-то надо.
Я аккуратно поставил сбоку рюкзаки, Мила почти свесившись из кузова, устроилась там же, а я даже не залезал внутрь, ибо чистых мест уже не было, а просто встал на подножку и уцепился двумя руками настолько, чтобы не улететь во время дороги. Тронулись. Бычок сразу же поехал по бывшему содержимому своего желудочно-кишечного тракта, а мы с Милой молились, чтобы машину не заносило на поворотах, иначе очередная порция полетит уже на нас. Так, как тогда, я уже давно не смеялся, почти до истерики и коликов в животе. К тому же прославлял тех, кто делает хорошие дороги в Турции, потому что нас почти не трясло, только изредка от скорости подкидывало в верх. С каждым поворотом бычка болтало по кузову, он то приближался, то удалялся от нас. Как только дистанция с ним критически уменьшалось, Мила по очереди вспоминала всех святых. И тут… пошёл “лепёшечный процесс”, мы надеялись что нас не заляпает. От разницы температур вонь стояла такая, что пришлось на свой страх и риск держаться только одной рукой, а второй зажимать нос, ещё и смех до слёз, а может от едкости :). Простите за плохое фото, очень трясло по дороге.
Удивительно, но водитель ехал аж до самой Мачки, а мы с Милой отсчитывали километры и мечтали поскорее оттуда вылезти.
Ура, первые дома туристического поселка, стоп, выходим. На этот раз к нам вышла женщина, и сразу же полезла проверять ящики, не украли ли мы у нее молочные продукты. Конечно, ведь именно в таких положениях, в каких находились мы с Милой, обычно это легче всего сделать :). Когда ноги почувствовали землю, у меня дрожали руки от перенапряжения и болели скулы от смеха, а весь путь до выхода на трассу до Трабзона в носу стоял запах коровьих лепешек, казалось, мы пропитались им насквозь.
Комментарии через форму ВКонтакте:
Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (8) написали:
Хахаха, про бычка супер. Чем-то напомнило мне дорогу до дома во время летней практики с Натальей Викторовной. Конечно бычков у нас не было, но в кузовах машин тогда поездили на славу…)
Фрески очень красивые.
Вера, а что автобусы там не предусмотрены, или вам ждать не хотелось? 🙂
Фрески да, симпатичные.
В то далекое лето 2008 года, помнится мне, ждать 8 часов до вечернего автобуса, едущего обратно, не хотелось. Добирались как придётся, зато потом целый день был свободным, можно было собранные материалы обработать.
Можно сказать, что стадию начинающего автостопщика ты уже прошла 🙂
это самый запоминающийся автостоп наверно?)
Привет, Айдар, что-то давно тебя не видно было, куда пропал?
Я бы сказал, самый смешной автостоп 🙂 Давно так не смеялись, аж до боли в животе))
ДА уж! Повеселили от души!
Кто ж виноват, что жизнь у нас веселая 🙂