Йохо-хо и стаканчик чая! Начинаю серию статей по стране, о которой многие очень мало знают на самом деле. Дамы и господа, речь пойдет о Турции. Кто это насмешливо фыркнул сейчас в монитор?
Не спорю, возможно в самом начале мы пробежимся по двум-трем популярным туристическим маршрутам (городам), но мы не хотим кататься по жаркому истоптанному побережью, мы едем на исследование восточной части Турции, где встретить туриста, поверьте, это все равно что встретить страуса у себя во дворе.
Когда нас спрашивают “Какая страна вам понравилась больше всего?”, Мила сразу не задумываясь отвечает “Турция”, да и я пожалуй тоже могу причислить наши приключения здесь к самым незабываемым. Начали.
к содержанию ↑“Сырое” утро в аэропорту.
И почему я не догадался достать спальники, чтобы не просыпаться каждый час от зябкого сквозняка сквозь большие стекла аэропорта? Наверное для того, чтобы встать пораньше с “разбитой” головой, дабы ум не сильно напрягался от нового места и условий.
Серое, влажное, жаркое утро. Мы и пять метров не прошли, как вся одежда промокла от сырого воздуха, хорошо хоть тепло на улице.
Далеко уйти не удалось, на пути предстал полицейский пропускной пункт. От растерянности мы присели на бетонный бордюр, чтобы немного прийти в себя от почти бессонной ночи и попробовать “въехать” в новую обстановку.
В уме остались воспоминания о тяжелом передвижении по Белграду, которые склоняли нас к тому, чтобы в Стамбул вообще не заглядывать, а объехать его стороной. На решение повлияли несколько турков, которые завидев “чужестранцев” подошли с участливым видом поближе, дабы помочь. По-английски, конечно, никто не говорил, что опечалило меня еще больше. Немного помахав руками в попытке что-либо им разъяснить, я оставил эту затею, думая о ее бесполезности, пока к компании не присоединился полицейский, знающий хотя бы чуть-чуть по-буржуйски.
И здесь я выучил самые необходимые первые слова автостопщика “пара йок (йох)”, что в переводе означает “денег нема”. Ну вот, стало повеселее, причем в первую очередь самим туркам, которые так и не поняли, к чему я устроил им такую пытку ради дурацких слов.
Выспросив дорогу на столицу, мы с Милой прихватив “пожитки” направились смело через полицейский пункт, где на нас даже не обратили внимания и далее по шоссе.
На одном из разъездов на “однополоске” неожиданно рядом с нами притормозил пустой микро автобус. Я сразу выдал водителю ту фразу, которую только что выучил. Тот ухмыльнулся и махнул рукой “залезайте”. Мы обрадовались своей удаче, и с большой скоростью начали закидывать рюкзаки в салон, так как сзади автобуса уже выстроилась целая очередь недовольных.
Водитель оказался добрым и очень разговорчивым дядечкой, жаль только языковой барьер мешал отвечать ему тем же. В итоге высадили нас в самом центре Стамбула, совсем недалеко от Айя-Софии (Собор Святой Софии), куда нам хотелось заглянуть в первую очередь.
к содержанию ↑Две мечети: Султанахмет и Айя-София.
С этого момента у нас начинаются хождения исключительно по достопримечательностям, первым из которых я увидел так называемую Голубую мечеть.
Голубая мечеть Султанахмет находится напротив Айя-Софии, и, кажется по размерам ничуть не уступает второй, хотя разница в возрасте у них почти в тысячу лет.
Голубой она названа из за мелкого узора, украшающего стены мечети.
А точнее, если посмотреть на него сквозь солнечные лучи, проходящие сквозь множества маленьких окошек, то будет казаться, что в мечети собирается космический голубой свет.
С главных ворот внутрь мечети могут войти только верующие мусульмане, прочие посетители и туристы идут с южного входа, где можно позаимствовать всю необходимую атрибутику, а обувь взять с собой в пакет или оставить здесь же в ячейке, нахлобучив на босу ногу “бахиллы”.
Сколько мучений, но оно того стоит, потому что, когда заходишь в мечеть, все внутри замирает от великолепия, дополняющегося множеством огней от люстр.
Кстати, забыл сказать, что вход бесплатный. Здесь даже брошюрку можно взять на русском языке (если достанется), которая просвятит в вопросе мусульманства. Довольно любопытное чтиво.
Многие путешественники считают Айя-Софию самым красивым и удивительным сооружением в Турции, особенно если учесть, что изначально это был храм Артемиды, на месте которого Константин поставил христианскую церковь.
То есть изначально Собор Святой Софии был христианским, это уже впоследствии к нему приделали парочку минаретов и “превратили” в мечеть. Так к чему я это? А к тому, что Султанахмет ничуть не хуже своей рядом стоящей родственницы.
Айя-София выигрывает лишь возрастом и артефактами с разрушенных древних храмов. К примеру, те же колонны, которые были специально “взяты” из храма Артемиды в Эфесе и храма Солнца в Ливане.
Кстати, собор начал действовать с 537 года, сейчас из него сделали музей, поэтому вход туда платный, аж 25 лир (10 евро). Вы бы видели эту “паровозную” очередь, которую нужно отстоять, чтобы посмотреть на внутреннее софийское великолепие. Правда, при желании если есть возможность к билету прибавить еще 5 евро, то можно пройти без очереди ;).
С правой стороны от Айя-Софии есть еще одна дверца с металлоискателем и охраной на входе. Она ведет в отдельные строения, находящиеся на этой же территории. При большом желании и ловкости можно умудриться залезть бесплатно в Софийский собор ;).
Ипподром с тремя обелисками-артефактами.
Если вы бывали рядом с двумя вышеописанными мечетями, то наверняка прогуливались по небольшой площади с обелисками, которая некогда назвалась Ипподромом. Именно с этого места в 203 году император Септимий начал обустраивать город, дополняя площадь все новыми украшениями и необходимыми строениями.
В те времена Ипподром служил местом для спортивных состязаний, празднеств и музыкальных концертов. Только в 4 веке, когда на город пришли крестоносцы, от площади мало что осталось, и вместо восстановления многие жители растащили ее на личные строительные нужды.
Но “Ипподром” в настоящий момент примечателен не этим, а тем, что на нем можно увидеть одновременно три рядом стоящих и очень сильных артефакта.
Обелиск Константина – назван так потому, что сложен из каменных блоков, облицованных золотыми пластинами во времена правления императора Константина 7. Золотых пластин, правда, на обелиске сейчас не увидишь, потому что они были сняты крестоносцами во время нападения, и унесены в качестве победоносного трофея.
А вот сам обелиск “жив” до сих пор и красуется здесь на площади. Никто не может сказать, когда и кем именно был сделан этот обелиск, но то, что он стоит тут не просто так – это факт :).
Змеиная колонна – на первый взгляд напоминает полуразвалившийся от времени железный столб от какого-нибудь фонтана. Однако этой “завитуле” больше двух с половиной тысяч лет.
Вылита колонна из бронзы, а точнее из переплавленного оружия побежденных персов после победы над ними греками. И изначально она выглядела совершенно не так. Следуя из названия, колонна имела еще три змеиные головы, увенчанные золотой чашей. Последняя пропала еще в античные времена, а головы змей исчезли где-то в начале 18 века. Только одну из них нашли и хранят в археологическом музее.
Однако, тоже интересный вопрос, зачем императору Константину понадобилось перевозить сей монумент в Константинополь еще в 4 веке? И куда исчезли самые “интересные” ее части?
Египетский обелиск – последний артефакт из “троицы”. Откуда здесь обелиск из Египта, сделанный из единого куска гранита весом в несколько сот тонн и высотой в 30 метров (сейчас уже 25 метров из-за многочисленных транспортировок)? Никто не задавался таким вопросом? Обелиск “утащил” из Египта по Нилу император Констанций и установил его в Александрии, где тот простоял ровно до 390 года. После чего последний император Византии вывез обелиск в Константинополь (нынешний Стамбул). Не слишком ли много артефактов в одно время и в одном месте?
Кстати, говорят, что еще один такой же обелиск “сперли” англичане в свое время, построив для этого специально железную дорогу. Слишком много вопросов и загадок в истории, жаль только ответов маловато.
к содержанию ↑Вдоль берега.
После мозголомающих и глазрадующих экскурсий мы с Милой направились в сторону побережья, чтобы прогуляться вдоль берега моря, послушать шум волн.
Берег оказался каменистым с большими булыжниками, о которые с шумом разбивались пенистые волны. А в выдолбленных проемах расположили инвентарь рыбаки в трусах. Довольно непривычное зрелище для мусульманской страны. Видимо, Стамбула религия не сильно касается.
По другую сторону от дороги шла длинная стена какой-то полуразвалившейся крепости настолько, сколько ее было видно. Мы двинулись параллельно ей, сносимые сильным порывом прибрежного ветра. Пока не вышли на пристань к проливу Босфор.
Рюкзаки уже порядком поднадоели, поэтому я решил спросить в одной из контор, можно ли оставить вещи, чтобы прогуляться по столице. Мне, конечно же, вежливо отказали, но зато я узнал, что поездка на большом пароме через пролив будет стоить всего три лиры, что значительно сократит нам расстояние и бюджет на выезд из города.
Решено, еще часик гуляем по Стамбулу, а потом на паром к автобусной остановке!
к содержанию ↑Галатский мост и улицы Стамбула.
Чтобы перебраться на другую сторону мыса Золотой Рог, нужно пройти по двух ярусному мосту или Галатскому мосту. Очень любопытное сооружение. Современный вариант уже пятый по счету, первые три были деревянными, а четвертый сильно пострадал от пожара.
Сильно “бросается в глаза” шеренга плотно стоящих друг к другу рыбаков, которые тут же и торгуют своим уловом. Все это действо происходит на верхнем ярусе, где так же проходит весь транспорт. А нижний отдан под различные ресторанчики и кафе.
Так то я хотел пройтись до башни с часами, видневшейся еще с причала, а когда ее достиг, то понял, что можно было этого не делать, ничего интересного на самом деле. Зато прогулялся по суетливым улицам новой части города.
Улицы Стамбула производят приятное впечатление. Тут еще много мест, по которым можно долго и упорно гулять, что уже сделали десятки туристов до нас. Поэтому нам хватит самого интересного, пора выбираться.
к содержанию ↑Все на выход!
Вернувшись на причал, мы с Милой взяли билет в терминале на паром, который ходит каждые 20 минут. А пока его ждали, решили перекусить немного.
“Кораблище” в три этажа прибыл быстрее, чем мы думали, поэтому посадка уже завершилась, когда мы вдвоем перешагнули борт парома. Мила сразу полезла на верхний этаж, где внутри было множество столиков и большие смотровые окна.
Так же можно выйти на свежий воздух, проветриться на морском бризе.
Расслабиться тут не успеешь, потому что паром летит как птица, не успел опомниться, а уже на месте. Вот и автовокзал неподалеку.
Доехать хотим до ближайшей деревни рядом со Стамбулом, дальше своим ходом. Сколько стоит билет?!! 13лир??! Обалдеть! Все, пожалуй, это первый и последний общественный транспорт в Турции, иначе мы обанкротимся уже через неделю :).
Пока ехали, глазел в окно, понял, насколько турки патриотичны, если практически на каждом доме в окне или на балконе висел флаг родины.
А вот и наша остановка, спасибо всем, но дальше нас ждет самостоятельное путешествие. Мила даже подготовилась к мусульманским “обычаям”, натянула платок на голову, чтобы волосы прикрыть. Турция, жди – автостопщики выходят на дорогу!
На самом деле Стамбул заслуживает того, чтобы потратить на него несколько дней, а не один. Подберите себе отель по выгодным ценам, чтобы легче реализовать эту идею:
А чтобы поделиться яркими впечатлениями с друзьями и родными, закажите уникальную и необычную экскурсию по городу от жителей Стамбула:
Комментарии через форму ВКонтакте:
Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (2) написали:
Так так… очень интересно увидеть все то, что скрыто от бывалых путешественников!)) Я всегда отодвигала Турцию на последний план, пока не попала в это страну с восточным колоритом. Я полюбила Турцию только после того, как покинула раскрученное побережье с огромными отельными комплексами (не мое это)и углубилась в глубь страны.
Хе-хе, ну сначала мы таки поездили по туристическим маршрутам, а потом двинули туда, куда «не советуют» совать нос туристам 🙂
Турция и на побережье красива, просто хочется чего-то более естественного. Я вот, к примеру, знаю, что Памукале уже отреставрированы донельзя, а все равно хочу взглянуть на белые минеральные ванны 🙂