Те, кто со мной знаком лично, или наши постоянные читатели блога LiteTrip.ru, уже знают, какой я фанат не только самостоятельных путешествий, но и музыки с сопутствующими тусовками. Везде, где мне удается побывать на фестивале или местном концерте, я не упускаю случая потанцевать и расслабиться. Поэтому вы понимаете мое желание побывать на таком мероприятии, как фестиваль этнической курдской музыки в Тунджели? Это не международный фестиваль, это мероприятие только “для своих”, здесь даже турков не так много, потому что многие песни имеют свободный характер и несут революционный смысл. Мы не встретили здесь практически ни одного туриста (кроме тех, которые уже давно живут в Турции), именно поэтому я и хочу поделиться впечатлениями от события, а впечатления, надо сказать огромные! Если кратко, то я влюбился в курдскую музыку навсегда!
Тунджели. В одиночестве без друзей.
Путь под палящими лучами солнца казался бесконечно долгим. Мы раз 20 спрашивали, сколько нам осталось до стадиона, где должен был проходить фестиваль в Тунджели, и каждый раз расстояние уменьшалось ровно на 200 метров. Я думал, что если найду центр событий, то и ребята должны быть где-то поблизости. Но, я ошибался.
Стадион мы нашли, работы по установке оборудования и сцены были в самом разгаре, множество лавочек с местным “фаст-фудом”, толпы зевак, но ни одной палатки. Мы обошли стадион вдоль забора и решили пройти к реке, где по нашему мнению было самое удобное место для лагеря. Но и здесь берег пустовал, только выставленные ящики с пчелиными сотами жужжали неподалеку. И что теперь делать? Номер телефона ребят я на всякий случай взял, но решил, что возможно они подтянутся ближе к вечеру. А пока можно было подремать в тени большого дерева в тишине рядом с водой.
Удивительно, но к вечеру тоже никто не пришел разбивать лагерь, ни здесь, ни на поле. Мы с Милой решили вернуться к основной дороге, может попросить у местных телефон, чтобы позвонить. Только как с ними разговаривать, ведь английского тут большинство не знает. Фестиваль, к сожалению, не международный, а больше для местных.
Какая-то “белая” тетка прошла, я попробовал заговорить с ней, но она знала только немецкий. Мы с Милой от безысходности сели прямо на тротуаре, вызывая всеобщий интерес у мимо проходящих. Какие-то молодые ребята не выдержали и спросили по-немецки, не нужна ли нам помощь. Мила учила немецкий еще в школе, поэтому, как могла объяснила, что нам нужно позвонить нашим друзьям, чтобы они нас забрали, а местной симки у нас нет. Ребята спокойно поделились своим сотовым телефоном, я позвонил Эджи, наши друзья уточнили, где мы, и сказали, что заберут нас через некоторое время.
Пока мы говорили по телефону, какой-то мужичок указал на соседнее кафе, сказав, что там русский хозяин, и отправил нас туда. Хозяин кафе действительно говорил по-русски, но уж очень плохо. Он завел нас в пустую комнату и попросил подождать. Через некоторое время пришла его жена – на вид ну точно русская. Оказалось, она с Украины, живет здесь в Тунджели и помогает мужу с бизнесом в кафе. Она сказала, что мы спокойно можем устраиваться на балконе за любым столиком, сидеть там сколько захотим и смотреть концерт, а сама ушла за двумя стаканами вишневого сока, в котором плавали штук 15 орехов фундука. Впервые пью сок с орехами.
Но не успели мы и полстакана выпить, как к нам подошла Эджи. Как она так быстро нас нашла?! Мы поблагодарили хозяйку кафе и отправились с ребятами на машине к месту лагеря. По дороге Эджи все удивлялась нашей везучести.
к содержанию ↑Палаточный лагерь в Тунджели и песни “этно” до утра.
Место, где ребята остановились было в 3-х километрах от стадиона. Здесь было просто неимоверное количество народу и палаток, так вот где все прячутся.
Пройдя через несколько уличных кафе, мы забрались практически на самый верх, и даже здесь яблоку некуда было упасть. Мы долго думали, куда же воткнуть свою палатку, потому что “козырные” места, естественно, были уже заняты, а на склоне не больно поспишь. В итоге встали на открытый участок, куда по всем предположениям утром попадают лучи солнца.
Сегодня ребята не собирались идти на стадион, ведь фестиваль продлится аж 3 дня, они еще успеют. Хакан сообщил, что программа на завтрашний вечер будет лучше, поэтому сходим завтра. А сегодня вся толпа направилась в открытое кафе, чтобы послушать живую музыку в исполнении курдских музыкантов. Такой стиль называется “этно”, и атмосфера создается такая, что кажется, будто напился и обкурился одновременно. Вот одна из песен, которую сняла Мила.
Ребята спрашивали Тару, будет ли она петь. Еще будучи на Арарате, она обещала, что обязательно выйдет на сцену, но та сказала, что нехорошо себя чувствует и будет спать. Музыка здесь просто потрясающая, казалось, я могу просидеть вечно, но понимая, что утром солнце не даст выспаться нормально, мы таки с Милой ушли в палатку раньше ребят. Только утром Хакан сказал, что Тара передумала и все таки пела, но нас на зрительских местах уже не было. Жаль.
к содержанию ↑Автостоп по-курдски или 10 километров до водопада.
Как я и думал, “жарить” начало около 9, волей-неволей пришлось вылезать на свет божий. Ё-мое! Похоже, нам еще повезло с местом. Вокруг нашей палатки выстроилось еще штук 5 или 6. Многие завтракали прямо здесь же, а мы спустились в кафе, где за столом с парой вчерашних музыкантов сидели Хакан, и Эджи с Атой. Интересно, ребята вообще спят?
Нас угостили какой-то лепешкой с овощами и чаем, а я добавил к завтраку парочку зеленых яблок, сорванных тут же с дерева. Мы поинтересовались, чем тут можно заняться еще, кроме прослушивания музыки по вечерам и сидения в кафе? Ребята планировали съездить на водопад автостопом, что находится в 10 километрах отсюда. Было интересно, посмотреть как они будут делать это вшестером (я, Мила, Ата, Хакан, Эджи и еще один парень, прихвативший с собой гитару).
Мне понравилось, что здесь не парятся насчет открытых купальников, а девочки спокойно ходили в коротких шортиках и майках, не заботясь о том, что на них кто-то пялится, а никто и не пялился. Поэтому я чувствовал себя среди них более расслабленно, чем с турками. Мила, правда, все равно не желала щеголять в купальнике, поэтому она хоть и поехала, но купаться отказалась сразу.
Очень долгое время ребята шли пешком, что мне показалось странным, так как машин на дороге было достаточно, и Эджи уже хвасталась тем, как она ездила автостопом по Турции. Тогда, почему бы им было просто не разделиться на пару групп, а лучше на три и не уехать? Я не понимал.
Через некоторое время Ата и Эджи вообще сели в тени деревьев, похоже, девушке было нехорошо. Тогда мы оставили их здесь, а сами пошли дальше. Преодолев метров пятьсот, Хакан таки решился поднять руку. Я не стал лезть в “чужой монастырь”, а просто смотрел, что из этого получится. Уже пятая машина проехала мимо, причем видно же, что все легковушки забиты чуть ли не под завязку отдыхающими, логично, что еще четверых им просто некуда взять. Вот и микро-автобус мимо проехал… или нет? Кажется возвращается. Открываем дверь, а там в совершенно пустом салоне Эджи с Атой сидят. А в конце поездки они еще и заплатили водителю, так я не понял это автостоп был или заказной автобус? В общем странно они ездят.
Между скалами сбоку от дороги была небольшая расщелина, через которую бежал довольно широкий ручей.
В природно-созданных ваннах уже сидело несколько человек, преимущественно мужчин, но мы обошли их и уткнулись в стену, точнее в стену из воды. Было видно, что кто-то весь проход заложил мешками с песком, чтобы за этой стеной образовалась лагуна, где можно купаться. Вот туда вся компания и двинулась, перепрыгивая по камням.
Милу, так как она отказалась купаться, поставили ответственной за вещи. Я вскарабкался по скользким камням наверх и нырнул в “бассейн”, вода была просто потрясающая, как парное молоко. Единственный минус, в этот угол совсем не попадали солнечные лучи, поэтому даже в такой теплой воде быстро начинаешь замерзать.
За мной и Хаканом полезли остальные, окунувшись по нескольку раз в воду, а Ата по обычаю закурил самокрутку :).
Желающих в это уютное и теплое место было предостаточно, поэтому к нам начали потихоньку прибывать все новые гости. Мы пробыли у ручья около часа, потом высушившись на солнышке, я понял, что ехать таким же образом, как мы прибыли, я не хочу, и объявил ребятам, что мы сами доберемся. Если что, встретимся вечером на стадионе. Я и не знал, что вижу их в тот момент последний раз.
Пока ребята одевались, мы с Милой уже вышли на дорогу и сразу подняли руку. Брать нас никто пока не хотел, поэтому мы подумали пройтись немного вперед, чтобы не стоять толпой опять на одном месте, к тому же впереди на обочине припарковалась тачка с кучей народа, надо было ее обойти. Поравнявшись с автомобилем, двое пожилых мужчин с интересом на нас посмотрели и спросили, куда мы едем. Я просто ответил “Тунджели”, они задумались на секунду, а потом предложили ехать с ними. Интересно, где мы поедем, если их уже четыре человека. Однако, для хозяина машины это была не проблема, они выгребли из багажника весь мусор, а остальное очень компактно сложили обратно так, что там как раз оставалось место для одного человека, конечно же меня.
Вот так….и в багажнике я тоже покатался :D.
к содержанию ↑Музыкальный фестиваль начинается! Занимаем свои места на паласе.
В лагерь мы решили не заезжать, а пополдничать мы можем и у стадиона. Как раз там нас и высадили. Заскочив в магазин, мы взяли еды на перекус и устроили пикник на поле, неподалеку, похоже, кто-то тоже уже устраивал пикник.
Постепенно начало темнеть, а это значит, что близится время начала фестиваля. Пора позаботиться о местах в “зрительном зале” и мы направились через ворота стадиона.
Прямо перед сценой были выложены огромные паласы, я не сразу понял, зачем они нужны, пока не увидел, как люди по мере заполнения стадиона, начали садиться на эти паласы. Ха, вот это интересно, в России все стоят и танцуют, а тут сидят прямо на земле, концерт слушают. Хотя танцы для курдов тоже не проблема, если вдруг во время концерта кому-то понравилась песня и захотелось потанцевать, то он просто вскакивает на ноги и отплясывает, прихватив под руку соседей, а потом снова садится, как ни в чем не бывало. Проблема такого “зрительного зала” только в том, что из-за стоящих людей ничего не видно, что происходит на сцене.
Но, вот концерт начался. Первые две песни пел какой-то местный хор, больше напоминающий деревенскую самодеятельность в старых советских клубах. Зато после них вышла певица, от голоса и музыки которой я просто обалдел. Под ее песни танцевали все, нам тоже пришлось присоединиться, да и не сиделось совсем.
Периодически в первых рядах мелькали агитационные революционерские флаги, которые больше мешали, чем выполняли свои маркетинговые функции. В итоге певцу пришлось даже прервать песню, чтобы товарищи с завязанными на лицах платками не портили концерт свои присутствием.
После женщины вышел мужчина с не менее красивым голосом и песнями. Вы знаете, я большой тусовщик, люблю всякие мероприятия, концерты, дискотеки, фестивали, где много народу, но, вынужден признать, по музыкальности Тунджели переплюнул все тусы, на которых я когда-либо бывал. От курдской национльной музыки, костюмов, энергетики, живых инструментов, я просто улетал и был где-то не здесь. Тысячу раз я пожалел, что не взял у Хакана лист с программой, чтобы посмотреть имена исполнителей. А о видео я вспомнил немного поздновато, поэтому записал всего одну песню.
О ребятах мы забыли на пару часов точно, пребывая в музыкальном космосе, а когда вспомнили, то поняли, что их не видели здесь. На всякий случай мы кругом обошли тесный стадион, но их так и не нашли. До лагеря мы шли пешком по ночному Тунджели, иногда обгоняя небольшие компании таких же как мы любителей курдской музыки.
Возле палаток никого не было, то ли все уже спали, то ли мы разминулись, то ли у ребят другая программа на вечер. Я думал попрощаться с ребятами, сказать им огромное спасибо, так как утром мы хотели уже ехать дальше. Видимо, придется с этим повременить до рассвета.
Комментарии через форму ВКонтакте:
Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (2) написали:
а это ежегодный фестиваль? когда он проходит?
Да, это ежегодный музыкальный фестиваль Манзур, проходит в конце июля (26 числа). Но в 2018 году губернатор запретил проведение фестиваля из-за «рекрутирования людей и сбора финансовых средств…». Как в этом году будет, не знаю, нужно следить за новостями.