Подготавливая самостоятельное путешествие по Грузии, я нашла в окрестностях Кутаиси такое место, которое мне было просто необходимо посетить – каньон Окаце с водопадами Кинчха. Почему я не знала о нем раньше? Даже затрудняюсь ответить. Признаться, я о нем не слышала, и судя по информации из интернета более или менее каньон облагородили для туристов совсем недавно. В сегодняшней статье я расскажу о всех возможных способах, как добраться к каньону и водопадам и наших приключениях на пути к ним. Также мне бы хотелось рассказать о достопримечательностях, которые вообще можно посмотреть в окрестностях Кутаиси, на что я обязательно выделю время и подготовлю отдельную статью.
Наш сегодняшний план максимум включал в себя – посещение каньона Окаце и добраться до Сванетии (Местия). Как думаете, получится у нас его реализовать?
к содержанию ↑Как добраться до Каньона Окаце и водопадов.
Ехать до каньона Окаце мы собирались автостопом, я уже говорила в прошлой статье, что и хостел в Кутаиси мы выбрали поближе к нужной трассе.
Изначально я знала, что трасса с хорошим потоком автомобилей проходит через село Хони, хоть гугловские карты и показывают через Цхалтубо (но я привыкла верить своей карте на смартфоне MapsMe, в отличие от гугла она меня еще ни разу не подвела). Однако, в тот день какой-то черт меня дернул пересмотреть карты и вдруг обнаружить, что через Цхалтубо дорога короче, а так как “это же Грузия”, я почему то решила, что нас на любой дороге подберут. Так-то оно так, но я не учла тот факт, что дороги может и не быть. Возможно меня смутил тот факт, что по этой же дороге находятся и другие довольно интересные достопримечательности окрестностей Кутаиси.
Каньон расположился в довольно труднодоступном месте Хонского района рядом с селом Зеда Горди (Zeda Gordi), в 50-ти километрах от Кутаиси. Добраться туда на общественном транспорте можно несколькими способами:
1. Маршрутка Кутаиси-Зеда Горди: с автовокзала эта маршрутка отходит в 16:00, стоимость проезда 5 лари. Времечко довольно поздноватое, учитывая тот факт, что еще по территории каньона надо пройти не меньше 5-6 км., да водопады в окрестностях посмотреть. Получается возвращаться придется затемно либо на такси, либо автостопом, либо оставаться на ночевку в ближайшем поселке, что не очень удобно.
2. Маршрутки Кутаиси-Хони-Зеда Горди: там же на автовокзале Кутаиси можно найти проходящие маршрутки Кутаиси-Мартвили, которые останавливаются в Хони. Ходят они часто, чуть ли не каждые полчаса, а стоимость проезда обойдется в 2 лари до Хони. Далее от Хони ездят маршрутки в 11:00 и в 15:00 до Зеда Горди, стоимость – 3 лари. Обратный автобус Зеда Горди – Хони отправляется в 17:00, не опоздайте. Получаем те же 5 лари в одну сторону, но уже более удобное время и с двумя пересадками.
3. Такси Кутаиси-Окаце: для кого деньги не принципиальны, можно уехать сразу с Кутаиси до каньона Окаце за 50 лари.
4. Автобус Кутаиси-Хони + такси Хони-Окаце: можно чуть-чуть сэкономить на такси и взять его с Хони, это будет стоить 20 лари, а до Хони с Кутаиси добираемся вышеописанным способом, то есть маршруткой за 2 лари.
5. Маршрутка Кутаиси-Мартвили + автостоп: на маршрутке Кутаиси-Мартвили доехать до развилки после села Мтходжи (Mtkhodji), а далее на попутках. Дорога там одна, асфальтированная, не тот, да другой подберет. Стоимость примерно 2-3 лари в одну сторону.
6. Автостоп: самый лучший вариант ехать стопом через Хони (обратно мы так и двигались). Дорога асфальтированная, хорошая и транспорта попутного больше. Однако, как я уже писала выше, мне стукнуло в голову дурацкая идея “сократить путь” и поехать через Цхалтубо (Tskaltubo) до Гелавери (Gelaveri), и там до каньона Окаце “рукой подать”.
Мы вышли на нужную трассу и отправились за город, выбирать место для стопа. Уже по пути проезжающий таксист, завидев двух туристок с рюкзаками, предположил, что мы едем до пещер или до заповедника и притормозил возле нас с предложением подвезти. Я сразу отказалась, просто приметив на его машине шашечки. Грузин улыбаясь сказал, что подвезет бесплатно, все равно едет в ту сторону пустой. Я задумалась на минуту, но потом поняла, что нам нужно немного по другой трассе и вновь отказалась, сообщив таксисту, что мы едем в другое место. И это была правда.
Через полкилометра жилые постройки совсем исчезли и мы остановились на более или менее широкой обочине. Несколько машин проехало, никак не отреагировав на наши знаки подвезти. Но вот притормозила серебристая легковушка. За рулем сидел молодой грузин в офисном облачении (белая рубашка, брюки). По-русски он говорил на среднем уровне, поэтому особо не вдавался в подробности, куда нам и что, а просто посадил в салон, по дороге разберемся.
Я сообщила ему, что мы едем к каньону Окаце, а оттуда сразу до Местии. И тут Грузин немного призадумался. Я сначала не поняла, в чем именно трудность, и только потом в процессе долгого общения и совместного изучения карты, он пояснил, что напрямую проехать после каньона Окаце не получится, все местные едут через Кутаиси, а это значило делать большой крюк. Я знала, что многие местные думают будто автостопщикам нужен автобус, частенько посылают в те места, где есть ближайший автовокзал. В данном случае это был Кутаиси. Мы заверили добродушного водителя, что проедем через Хони, и далее через Зугдиди в Местию. Он все равно беспокоился, оставил свой номер телефона на случай, если мы передумаем и вернемся в Кутаиси, он бы нам показал город, свозил бы в окрестные монастыри. Звучало заманчиво, но не наш вариант, времени мало.
Кроме того, его еще волновало, как мы будем до Каньона добираться, ведь он нас высадит на развилке у Гелавери. Я посмотрела на карту, дорога есть, значит уедем. И только когда мы оказались на той развилке, я поняла опасения грузина. Дорога есть, да, но это грунтовка…
Моя подруга посмотрела на карту, вроде пешком не более 3-х км, и мы сказали водителю, что дойдем сами. Тот отпустил, но просил ему написать, если будут проблемы.
Уже потом я поняла, что нам по сути безумно повезло с этой машиной, потому как дорога тут была более чем пустынная. А еще эта грунтовка… интуитивно я подозревала, что зря я решила “сократить” путь.
Так и есть, через три километра показался только висячий мост через реку, по которому транспорт вообще не ездил, только пешком.
Я посмотрела на карту и поняла, что нам еще два раза по столько надо пройти, чтобы добраться до каньона. Делать нечего, назад пути нет, идем пешком, а там будь что будет.
Радовало одно – окружающие виды природы и сельских поселений.
Почти за каждым поворотом встречалась какая-то скотина, то коровы с телятами, то кони., то поросята с собаками. Редко, но попадались прохожие, которые подтвердили мои опасения насчет расстояния до каньона. Раз даже пришлось ручей вброд переходить. Чем дальше мы шли, тем дорога все больше в гору поднималась.
Каньон Окаце, водопады Кинчха и маршрут к ним на карте.
к содержанию ↑Каньон Окаце.
На шоссе мы вышли наверное ближе к обеду. И тишина… ни одной машины. Мы прошли метров 800 прежде, чем сзади послышался звук мотора. Это была маршрутка и я решила, что это местный автобус. До каньона оставалось недалеко и я отвернулась к маршрутке спиной. Однако она все равно встала рядом. Я помахала ему рукой, что нам не нужен автобус, и водитель дал газу. Потом вдруг резко развернулся и вновь остановился около нас. “Садитесь” – только и услышали мы. Значит едем до каньона бесплатно, супер.
Ура, долгожданная стоянка и вывеска визит-центра. Не успели мы вылезти из маршрутки, как нас со всех сторон окружили таксисты с предложением довезти до водопадов. Мы направились к входной калитке, но до нее не дошли, сзади раздалось “каньон закрыт на реставрационные работы”. Что? Мы пешком протопали 8 км и каньон Окаце закрыт?! Разочарованию не было предела.
А ведь мы могли прогуляться по дощатым перекрытиям, с высоты любуясь красотами каньона. Пожалуй только ради этого и были все мучения. И стоимость входа всего 5 лари. Не судьба, может вам удастся посетить сие прекрасное место и вы поделитесь впечатлениями?
Водопады Кинчха.
Таксисты тут же предложили съездить к водопадам Кинчха, названным так по имени рядом расположившегося селения. Я спросила цену и, услышав цифру 50 лари, отмахнулась от них, сообщив что у нас таких денег нет. На всякий случай я поинтересовалась, сколько километров до водопада. Мужчины отвечали – 8 км.
Ну что ж делать, 8 мы уже прошли, можно и еще столько же протопать. Время только жаль, видимо придется ночевать где-то тут по дороге. Однако, нам вновь повезло, один из таксистов с пассажиром остановился около нас и сказал, что едет в ту сторону, подвезет бесплатно. О, вот это удача! “Если есть деньги, то платишь, а если денег нет, что делать, так подвезем!” – весело отвечал водитель.
Нас высадили на повороте. Асфальт здесь закончился, нам предстояло пешком преодолеть в гору километра 1,5-2. А тут еще строительство дороги шло. Делать нечего, идем вверх.
И вновь чудо, рядом останавливается маршрутка с рабочими. Если бы не она, мы бы может даже не нашли нужную калитку в заборе, от которой идет тропа к водопаду.
Уже отсюда видна скала и высокая тоненькая струйка водопада, наверняка вблизи она будет побольше. По крайней мере хотелось верить. Вот только есть ужасно хотелось, а в рюкзаке только лаваш и назуки (сладкий хлеб), доставшиеся еще от вчерашних попутчиков, с которыми мы переходили границу в Грузию.
Где-то на середине пути мы свернули с дороги и оказались в каменном русле белоснежного каньона. Мне сразу вспомнилась Армения и местечко, недалеко от Гориса с источниками, в которых булькались Андрей с Арсэном.
Прямо по этому руслу можно дойти до водопада, что мы и сделали. Мимо нас прошла молодая грузинская парочка и мы увязались за ними, пока не вышли к водопаду.
Действительно, водопад высокий, метров 100, не меньше.
Говорят, весной в период таяния снегов водопадов здесь больше 20, а основной, который сейчас перед нами становится шире. Все они образуют прозрачные озерца, в которых с удовольствием купаются как местные, так и приезжие гости.
Сейчас воды тут было минимальное количество, что облегчало путь к самому водопаду, но нас это не расстроило. Место и без этого было прекрасно. Сбросив рюкзаки, мы задержались здесь на некоторое время, любуясь падающей водой, которую периодически сдувало ветром. Для любителей природы место действительно стоит посещения и тех 16 км пути, которые мы преодолели.
Затем, конечно же, была фотосессия в различных позах, пока мы не решили, что пора отправляться в сторону Местии (Сванетия). Но это уже совсем другая история, которую я обязательно расскажу в следующий раз. А чтобы ее не пропустить, можно подписаться по электронной почте на наш блог.
Добавить комментарий