Когда произносят “Киргизия”, какие ассоциации у вас это вызывает? Горы, кумыс, юрта, перевалы, Иссык-куль, горные лошади… в общем больше как-то связано с природой, нежели с историческими памятниками или великими династиями. Оно и понятно, частые землетрясения, захватнические и разрушительные войны мало что оставляют после себя. Однако, есть уголки Киргизии, где еще можно найти отголоски 2000-летней истории. Взять хотя бы музейный комплекс династии Караханидов в Узгене. Я специально в маршруте до Бишкека добавил остановку в этом “глухом” месте, посмотрим.
От Оша до Узгена совсем недалеко, буквально около 50 км, 30 из которых мы проехали с не слишком разговорчивым киргизом, а оставшийся путь помог преодолеть аптекарь на своем стареньком авто. Как же хорошо, когда подвозят практически до самой достопримечательности. С этим автостопом я совсем разленюсь :).
к содержанию ↑Мавзолей династии Караханидов.
Как я уже сказал, Узген, находящийся на восточной стороне Ферганской долины, насчитывает более 2000 прожитых лет и когда-то являлся центром торговли. Сейчас это самый обычный городок, в котором ну просто нечего смотреть, кроме разве что археолого-архитектурного музейного комплекса (как завернул), ради которого мы все сегодня собрались.
Найти его не сложно, среди невысоких городских построек сильно выделяется минарет высотой 44 метра, вот и идем прямо на него. Судя по надписи минарет тут стоит аж с 12 века.
Археологический комплекс состоит из минарета, с которым мы уже познакомились на входе, и трех мавзолеев условно названный Северным, Средним и Южным. Где-то здесь еще должны быть руины медресе и даже мечети. Ну правильно, если есть минарет, значит должна быть и мечеть.
В мавзолеях похоронены правители династии Караханидов:
- Средний мавзолей (дата постройки 12 в.) – основатель династии Наср-ибн-Али.
- Северный мавзолей (1152-1153 гг.) – прах Хасана-ибн-Хусейна-ибн-Али.
- Южный мавзолей (1187г.) – имя покоившегося не сохранилось.
На тот момент можно было войти внутрь только одного мавзолея – Среднего, ибо на дверях двух оставшихся висел замок. Я разочарован, но внутри нет ничего интересного, пусто.
Зато снаружи меня привлек резной каменный орнамент. Смотрите, опять свастика, как на медресе в Самарканде, любопытно.
Надо сказать, территория мавзолея совсем не выглядит так, будто ее посещают туристы. Мало того, она даже не выглядит так, будто за ее сохранность вообще кто-то отвечает.
Наткнулись на старый “баннер” с информацией о том, “что такое хорошо, и что такое плохо” на территории комплекса. Тут же висит прайс-лист о ценах на входной билет изрядно потрепанный временем. Значит билет никто спрашивать не будет, что тоже неплохо. Даже охранника в поле зрения не нашел, зато полно школьников, которые курят за углом самого мавзолея.
Похоже, когда-то добрые дяденьки спонсоры вложились в архитектурный памятник, да только не предполагали, что туристам он будет не слишком интересен. А вкладываться было нужно, смотрите, как он выглядел после многочисленных разрушений.
Мы с Милой уселись в тени на одном из камней, дабы отдохнуть от рюкзаков и жары. От заброшенных мест всегда веет какой-то тоской, вот и сейчас невольно взгрустнулось. Ладно, хватит, время скоро вечер, а нам бы еще проехать немножко.
к содержанию ↑“Медвежий подарок”.
На дороге нас подхватил какой-то грузовичок, двигающийся в направлении Джалал-Абада. А оттуда нам повезло сесть в еще один грузовик, на сей раз сильно чем-то нагруженный. Водитель оказался интересным собеседником с открытой душой. Он так хотел сделать для нас что-нибудь приятное, что не придумал ничего более лучшего, как купить арбуз. Я молил господа, чтобы он выбрал поменьше. Но, это же гостеприимная Киргизия, здесь все делают от сердца, поэтому через 10 минут в ногах у нас лежал большое 8-килограммовое счастье.
Интересно, как теперь с ним двигаться, если у меня у самого рюкзак весит чуть меньше этого арбуза? Ну ладно, на машине ехать, не пешком идти, еще на одну легковушку я как-то пересел с “подарком”. Но, вот мы доехали до деревни, где по всем временным рамкам пора искать ночлег, что означало немало походить.
Признаться, я даже подумывал оставить “сюрприз” кому-нибудь под дверью. Мила еще увидела местную женщину с двумя арбузами, только поменьше и предложила мне обменять на один из них. Я посмеялся, но решил не отступать. Думаю, кто пригласит в гости, тому будет подарок.
А деревня еще какая-то странная и совсем не похожа на мусульманский уклад жизни. По улицам частенько пьяные ходят, некоторые дома выглядят почти так же плачевно, как у нас где-нибудь в глубинке. Я даже начал беспокоиться о месте нашего пребывания.
Но, вот впереди попался вполне приличный дедуля, который копал траншею прямо воле своего забора. Я как обычно подошел к нему, чтобы поинтересоваться, где тут можно безопасно переночевать. Старик молча окинул нас взглядом, потом поглядел по сторонам и кратко сказал, что будет лучше, если мы переночуем у него в доме, а то в деревне слишком много алкоголиков стало.
Киргизское жилище мало отличается от таджикских или узбекских. Так же несколько строений, внутренний двор и стойло для скота. Прямо по центру на улице рос виноградник с последними кисточками плодов, а под ним обеденный стол, за который нас сразу усадили.
Пока готовился ужин, мы попивали горячий чай и слушали рассказы дедушки Акыда (ага, интересное имя). Тот в красках описывал, как пару лет назад посетил мечту своей жизни – Мекку и какие чудеса богатой мусульманской жизни ему пришлось видеть в Аравии. Он действительно интересно рассказывал, к тому же я сам давно мечтаю побывать в той стране, проблема только в том, что я не мусульманин и Мекка мне интересна только с точки рения путешественника.
А вот и плов подоспел. Сейчас с Милой мы смогли позволить себе хорошенько им подкрепиться. Правда дедуля практически не ел сам, а нам “пригрозил”, что пока не съедим все, из-за стола не выйдем. Арбуз деду Акыду тоже был ни к чему, он с радостью скормил нам свои запасы, а потом и наш в ход пошел.
Легли мы поздно, на ночь нам выделили отдельную комнату, так что спали мы сладко и крепко. Хозяин утром предлагал остаться у него еще на пару дней, но мы решили, что двинемся дальше. Впереди длинный перевал до Бишкека, непонятно, как долго мы будем по нему ехать.
Добавить комментарий