Наконец-то я нашел в Азербайджане место силы, довольно экзотического вида. Итак, представляю вашему вниманию зороастрийский храм огнепоклонников или храм вечного огня “Атешгях”, основанный индусской общиной, относящейся к касте сикхов. Правда на данный момент место наполовину потеряло свое предназначение, почему так произошло я расскажу ниже. А после храма мы посетим полузабытую башню в поселке Рамана (Ramana), откуда открывается отличный вид на “нефтяные поля”.
Храм Атешгях находится в 30 км от Баку в селении Сураханы, куда легко можно добраться на автобусе №84 (проезд 0,3 манат) до конечной остановки. Далее переходим железнодорожные пути, еще метров 300 вперед и мы на месте. Слева видим современное длинное здание, в котором идут ремонтные работы – это музей, а справа, обнесенной глухой зубчатой стеной строение, где перед входом расположилась касса. Ну да, сюда бесплатно не пройти, так как вход один, а забор слишком высок. В принципе, билет стоит недорого, всего 2 маната (80 руб.), и место стоит того, чтобы там побывать.
Рюкзаки охране мы не доверили, поэтому сначала на осмотр отправилась Мила, а потом я.
к содержанию ↑История храма вечного огня Атешгях.
Сураханская область всегда славилась “неугасаемым огнем”, который выходил прямо из-под земли в различных местах. По сути это были естественные выходы природного газа, которым издавна придавалось мистическое значение. Именно здесь в начале нашей эры было расположено святилище зороастрийцев-огнепоклонников. Кстати, Атешгях в переводе означает “дом огня”.
После принятия ислама, храм разрушили, и многие “огнепоклонники” разбрелись по миру, однако в начале 16в на Апшерон с торговыми караванами стали прибывать индусы, которые возобновили паломничество в Сураханы, а позднее выстроили здесь новый храмовый комплекс со своим “блэк-джеком и….” молельнями, конечно. Здесь до сих пор сохранились таблички разных времен на древнем индийском с примесью санскрита.
Когда заходишь на территорию храма, сразу же заметен священный алтарь, в центре которого раньше был колодец с вечно бьющим “пламенным фонтаном”. Сейчас это больше напоминает места-памятники с вечным огнем.
В 19 в после движений земной коры, многие выходы естественного газа прекратились, и паломники разъехались по миру, приняв этот факт, как наказание богов. Современный храм отреставрировали и теперь сюда водят только туристов, правда огонь уже искусственный. Это первая из причин, почему место частично потеряло свою силу.
к содержанию ↑Встреча с необычным йогом-огнепоклонником и исчезнувшая деталь алтаря.
Пятиугольный комплекс имеет открытый двор, где по периметру расположены некогда бывшие кельи огнепоклонников. Внутри каждой можно увидеть манекены людей и сцены из их жизни. Не спрашивайте меня, почему они таки черные, сам до сих пор гадаю.
Отшельники, поклонялись священному огню, всячески истязая свое тело и очищая душу. Некоторые из них лежали нагишом на негашеной извести до тех пор, пока не омертвеет какая-либо часть тела (наверное, отсюда такой цвет обугленной кожи :)). Другие вешали на себя тяжелые цепи от 25 кг и более.
Отшельники нигде не работали, а жили на пожертвования от купцов.
Пока я переходил из одной комнаты в другую, мое внимание не мог не привлечь странного вида парень. Для типичного наблюдателя он бы представлял из себя обычного больного человека с элементами “даунизма”. Но, когда я увидел, что он сидит и медитирует, я понял, что это всего лишь визуальная оболочка.
Так получилось, что он и его сопровождающая женщина обходили комнаты практически вместе со мной. От них же я услышал, что сильные энергетические места в Азербайджане есть еще в горах близ городов Исмайлы и Губа. На всякий случай я занес эти точки себе в план на посещение в будущем. А потом я услышал интересный разговор их с охранником. Парень очень плохо говорил и женщина для него была как переводчик. Она подошла к охраннику и от имени йога спросила, куда делся трезубец. Охранник посмотрел на обоих, как на дураков.
— Я не понимаю, о чем вы, – сообщил охранник.
— Здесь на алтаре, на его вершине, раньше располагался трезубец, его сейчас нет, – пояснила женщина.
— Ничего не знаю ни о каком трезубце, – развел руками мужчина.
— Без него нет связи с “верхним миром”, его нужно вернуть, тогда место снова заработает, найдите его пожалуйста, – перевела мысль йога женщина.
Охранник в растерянности только плечами пожал. Пара поняла, что от него толку мало и завершив круг они вышли с территории храма. Для обычных смертных весь диалог может показаться бредом сумасшедшего или больного человека. Но, после осмотра храма, мы заглянули в рядом находящийся музей, где на одном из камней я нашел любопытную картину (первая слева). Как думаете, на что похоже?
Я понимаю, что при желании можно и трусы через голову одеть, но уже дома я порылся специально в интернете и случайно наткнулся на старую фотографию алтаря, вот она. Видите, что сверху? Может это подделка, спорить не буду, однако, факт.
Кроме этой странной парочки мы видели еще двух женщин, которых Атешгях тоже интересовал больше не как туристическое, а как мистическое место. За ними наблюдала Мила, когда пришла ее очередь стеречь рюкзаки. Женщины совершили три обхода вокруг пламени в центре алтаря против часовой стрелки и загадывали желание. Чуть позже мы тоже решили последовать их примеру, проверим сбудется или нет :).
Я побродив кругами ощутил, что тут можно настроится на отголоски прошлой энергетики и прочувствовать ту силу, но место уже очень «затоптано» туристами и реставрация не привела не к чему хорошему.
Когда мы тоже нагулялись по храмовому комплексу, подъехал автобус с туристами, точнее с индусами. Было очень необычно видеть индусов в Азербайджане.
к содержанию ↑Находки в музее храма Атешгях.
Как я уже говорил выше, мы еще и в музей заглянули.
Чего-то особенного кроме трезубца на камне, мы не увидели. Хотя вру, между экспонатами для красоты выставили большие стенды с изображениями крепостей, которые можно найти в окрестностях Баку. Нас заинтересовал стенд с самым эффектным изображением четырехугольной башни недалеко от Сурахана в поселке Рамана. Здесь же у служащих мы уточнили, как туда добраться и сразу же отправились в путь.
к содержанию ↑Четырехугольная башня в поселке Рамана (Раманы).
До поворота на поселок Рамана мы доехали без проблем, башня была видна уже отсюда. На улице стояла невыносимая жара, и даже этот километр было трудно тащиться пешком. Но, это же поселок, мало того, это Азербайджан, господа. Так что на середине пути мы уже сидели в очередной машине. Пусть 500 метров, но с ветерком :).
Ага, вот она, Рамановская башня! Знаете, на фото она действительно выглядит эффектнее, чем в живую. Кованые решетчатые ворота вообще были заперты на замок, кажется, водитель что-то там говорил о ключе, который можно взять у местных жителей ближайших частных домов. Лень, однако!
Я обошел вокруг строения и, когда зашел за фасад, я так и обомлел от того, что увидел. По идее такие фотографии запрещено делать, но разве можно устоять, когда что-то запрещают?
Вы правильно понимаете, это нефтяные озера или, как говорят в народе, “издержки производства”. Теперь понимаете, почему запрещено фотографировать?
Кажется, что я практически все вопросы азербайджанские рассмотрел, кроме самого главного. Ведь эта страна действительно имеет собственные месторождения нефти, причем расположены они в самых неудобных для выкачивания местах, а именно посреди старых деревень и городов.
Я абсолютно не вру, когда говорю, что нефтяные вышки стоят прямо посреди дворов населенных пунктов, между которыми под ногами путаются целые “клубки” труб. Запах же стоит такой, будто меня засунули в бочку с машинным маслом. Только жителей жаль, им от добычи “черного золота” точно не сладко.
Ладно, пусть это будет на совести азербайджанской власти, а мы вернемся к нашей четырехугольной башне. Высотой башня 15 метров, и построена в 16 веке. Мы решили отдохнуть в тени немного, раздумывая, куда двинуть дальше, как вдруг, подняв столб дорожной пыли в нашу сторону завернули несколько крутых внедорожников, которые частенько используются в ралли.
Вот уж кого-кого, а русскую экспедицию в этой глуши мы точно не ожидали увидеть. Оказывается, у ребят просто тип путешествия такой: они делятся на несколько групп на машинах, ранним утром получают индивидуальный внедорожный маршрут по интернету, и едут по заданным точкам. Причем, все машины с разных городов России. Чисто из любопытства я поинтересовался, нет ли тут Кировских ребят. Надо же, были, правда в другой команде.
Мы для них тоже оказались в диковинку, кто-то из пар нас даже сфотографировал на память :). А когда мы заявили, что путешествуем без колес, с палаткой и тратим в месяц по 100$ на человека, то в ответ услышали, что они в сутки только на бензин столько тратят.
Дальше ребята собирались в храм Атешгях, откуда мы только что прибыли, нам было не по пути, поэтому мы решили отправиться в сторону Гобустана, где находятся уникальные грязевые вулканы, коих во всем мире можно найти всего в двух странах, в одной из которых мы сейчас и находились. Так что не переключайтесь, ибо продолжение всегда следует… 🙂
Комментарии через форму ВКонтакте:
Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (2) написали:
Интересное местечко! А у индусов разве кожа не тёмная? Скорей всего и раньше здесь обитали индусы-поломники… их и запечатлили…
Те манекены, которые сейчас расположены в комнатах храма мало похожи на индусов. Скорее на арабов. Я сам задался тем же вопросом, почему ребята такие черные. Возможно немного «угарели» :)))