Продолжаем путешествие по Янгону. Первый день в этом городе полон на приключения. Вот и сейчас хочу поведать о том, как мы добирались до огромной скульптуры лежащего Будды (Chaukhtatgyi Buddha) и чуть не оказались в деревне за городом. А также вы узнаете о хитрых монахах из пагоды Swe Taw Myat.
к содержанию ↑
Лежащий Будда (Chaukhtatgyi Buddha)
Вышли мы с Западных ворот Шведагона (Shwedagon Pagoda) в надежде поймать такси, чтобы доехать до огромной скульптуры Лежащего Будды (Chaukhtatgyi Buddha).
к содержанию ↑Как добраться
Пешком
Если вы идете от Шведагона, до Лежащего Будды всего 3 км, если есть время можно прогуляться, займет минут 40.
Автобус
По городу курсируют неплохо общественные автобусы, но вот сесть на правильный — задача не из легких. Во-первых в Мьянме не используются арабские цифры, к которым мы привыкли. Во-вторых, если со Шведагоном местные вас еще поймут и сами посадят на нужный автобус, то произнести «Chaukhtatgyi» на правильном местном акценте довольно сложно и вас могут просто отправить не в том направлении (как и вышло у нас с такси, читаем ниже). В данном варианте лучше иметь фото места. Проезд 100-200 чат по городу.
Такси (личный опыт)
Вроде бы самый простой и быстрый вариант перемещения по Янгону. К тому же, если вас несколько человек, как нас 3-е, то еще и не дорогой способ (для туристов, конечно).
Машину мы поймали быстро, но вот с водителем не повезло. Согласился он везти, конечно, всего за 3000 чат/машина, но совершенно не говорил по английски. Андрюха несколько раз для «особо понятливых» повторил четко и ясно название Чаутаджи. В этом и крылась наша ошибка. Очень часто возникает непонимание среди людей разных языковых групп не потому, что неправильно сказал, а потому что акцент не тот, или в одном языке нет букв, которые есть в другом (об этом я упоминала уже на тему языковых барьеров). К примеру, у арабов напрочь отсутствует буква «П».
Вот сейчас возник такой случай, когда водитель понял нас не так, как нам того хотелось. Я знала, что от Шведагона до Лежащего Будды от силы километра 3. Мы уже прилично навернули по городу, а статуи все нет. Паниковать стали, когда совсем выехали за пределы Янгона. Оказалось, водитель понял «чаутаджи», как название какой-то деревни. Пришлось жестами разъяснять бедолаге, чего же нужно «глупым туристам».
Поэтому до нужного Будды мы добрались, потратив целый час вместо 15 минут. Но заплатили ему, как и договаривались 3000 и ни чатом больше, как говорится уговор дороже денег или «хочешь зарабатывать на туристах, учи буржуйский».
к содержанию ↑Стоимость и время работы
Время работы: ежедневно с 06:00 до 20:00
Стоимость входа: по сути бесплатная, но могут просить «донейшн». Иногда эти два понятия путают специально, чтобы заработать на туристах.
Условия входы: без маек, в юбке до щиколоток (женщины), в шортах/штанах ниже колена (мужчины), босиком
Необходимое время: меньше 1 часа достаточно
к содержанию ↑Что посмотреть
Очертания гигантской скульптуры были видны уже с улицы, пусть и половину обзора закрывали туристические автобусы.
Размеры Будды действительно впечатляют. Весь вид портила только одна мелочь – это железные стойки, на которых держалась вся конструкция, никак не получалось сделать качественную фотографию. Специально для этого чуть подальше сделали небольшой подмосток, но и оттуда фото не слишком удачные из-за столбов.
Очень понравилось выражение лица Будды, его глаза, как будто живые. Говорят, что такое полулежащее положение означает его предсмертное состояние, близкое к вознесению, или переходу в другой мир. Хотя кто-то из местных утверждал, что Будда на боку – это отдых, а Будда на спине — смерть. Сразу вспоминается серия интернет картинок типа комикса «так я сплю», «а так я отдыхаю».
Примечательна история о том, как нашли эту статую. Когда-то при очередных военных действиях завоеватели разрушили почти весь город, но пожалели статую Будды длинной 55 м.. Спустя долгое время, от глаз людей ее скрыли заросли джунглей. И когда вблизи Янгона стали прокладывать железную дорогу, то в возникшей на пути горе собирались проложить тоннель. Но при ближайшем рассмотрении инженеры поняли, что «гора» это статуя, а то место, где уже просверлили отверстие для тоннеля, оказалось ртом Будды. После того случая скульптуру сделали достопримечательностью для туристов. Вся история скульптуры отображена здесь же на старых фотографиях, прикрепленных к столбам помещения.
У мьянмарцев принято для Будды делать подношения из целого букета фруктов и цветов с украшениями. Подобную корзинку можно сделать практически везде, где близко расположен храм или святое место. Я смотрела, как составляются такие «наборы», чем-то напоминает флористов в наших цветочных «бутиках».
Понравились шестиметровые ступни Будды, изображающие «колесо жизни», суть которого лежит в непрерывном перерождении человека. А целью является достигнуть нирваны или просветления, чтобы вырваться из бесконечного круговорота перерождений.
Кроме самой скульптуры смотреть тут было больше нечего, поэтому мы расположились рядом с молящимися на коврике, чтобы отдохнуть немного и подумать насчет дальнейшего перемещения. Мы с другом хотели добраться до Пагоды Зуба Будды. Андрюха же руководствовался только Lonely Planet, где об этом храме не было ни слова. Он пытался доказать, что раз ее нет во «всезнающем» справочнике путешественника, то и ловить там нечего. После короткого спора, мы все же выдвинулись в сторону нашего варианта.
к содержанию ↑Кстати, через дорогу находится еще одна пагода только с сидячим Буддой (Ngar Htat Gyi Pagoda), мы там не были.
Пагода Зуба Будды (Tooth Relic Pagoda или Swe Taw Myat Paya)
Вот чего у Андрюхи не отнять, так это умения торговаться, мы снова поймали таксиста за 3000 чат, который довез нас до Swe Taw Myat Paya (Paya – означает пагода). Вообще информацию по данному месту найти очень сложно. Мы узнали о нем на одном из форумов, где писали, что очень оригинально продумана организация подношений на специальной ладье. Ничего подобного не повезло увидеть, однако, место показалось симпатичным.
к содержанию ↑Стоимость
Вход на радость всем был бесплатным, а вот фотоаппаратами не стоило светить, так как сразу подбегает женщина, и вешает ярлык на руку об оплате за фото (1000 чат).
Делаем лицо кирпичом, спокойно убираем «зеркалку» в сумку с фразой «no photo». Отходим немного подальше, достаем из кармана цифровик, припасенный специально для таких случаев. Так просто «отойти подальше» от назойливой тетки не удалось. Она просто вынудила сделать «почетный круг» около храма, заглянуть к озеру с золотыми лилиями, которое заросло так, будто его уже полгода никто не чистил, и войти внутрь уже с другой лестницы.
Я пошла сразу смотреть так называемый «зуб Будды». Ну что я могу сказать? Довольно приятное место, успокаивает и хочется задержаться подольше. В центре позолоченная конструкция с артефактом, при созерцании вызывает полное умиротворение. Даже ребятам тут понравилось и никто не пожалел, что приехал сюда.
Андрюха тоже без дела не сидел, где-то нашел двух молодых монахов. Оказывается, их обучают иностранным языкам. Говорят они с кривым акцентом, но при желании понять можно. Пообщались с ними немного, сделали парочку фотографий, а потом эти два товарища на радостях предложили сходить к ним в гости в монашеский университет.
Меня это немного удивило, неужели так просто можно зайти к монахам в общежитие и университет обычным туристам, а тем более, когда в компании есть девушка в коротеньких шортиках. Андрей сразу им не поверил и сказал, что зря только время на них тратим. Но, предложение было заманчивым, и времени еще хватало. Мы согласились. Монахи спросили, на чем мы приехали: на своей машине или такси? Странно, а что, автобусы уже отменили?
Мы сказали, что на такси. Они начали намекать, что до общежития тоже поедем на такси, и, судя по всему хотели проехать за чужой счет. Андрюху так просто было не наколоть. Монахи нашли таксиста, с которым договорились ехать за 1500 чат. Андрей возмутился, так как до нужного места было 5 минут езды, и пытался выторговать 900 чат. Таксист уперся, тогда наш друг заявил, что с нас троих будет по 300, а остальное заплатят монахи. Странно, но никто не был против.
к содержанию ↑Незапланированная Пагода Каба Айе (Kaba Aye Pagoda)
Прибыли мы к Пагоде Каба Эй (Kaba Aye Pagoda). Не смотря на то, что туристами это место активно посещается, мы сюда не собирались. Сутью приезда было приглашение, посмотреть жизнь студентов – монахов буддийского университета, который находится здесь же на территории и считается самым большим в Мьянме.
Монахи сразу повели нас к Пагоде. Прошу прощения за практически отсутствующие фотографии, в это время ступа, которая находилась в центре пагоды, была на реставрации, и совершенно портила вид «лесами», чисто для галочки я щелкнула пару раз и все.
Один из монахов-сопроводителей сразу куда-то испарился. Мы решили немного осмотреться, раз уж здесь гуляем. Понравилось, что в центре самой пагоды в ступу сделан узкий проход, где сидит серебряный Будда весом в 500 кг. Поговаривают, что это самый большой серебряный Будда в мире. Пожалуй… все.
Судя по Андрюхе, ему вообще не особо приглянулось это место, он скорее хотел «разоблачить» наших хитрых «гидов». Андрей не выдержал и попросил монаха на английском, чтобы тот вел туда, куда обещал – в университет. Тот замялся, заулыбался, стал искать товарища глазами, и не найдя его, пошел в сторону ворот университета. Наш друг шагал за ним, как конвой, подгоняя словами.
Дойдя до ворот, монах остановился виновато улыбаясь. Наш друг на него в очередной раз «надавил»: «Это твой университет? Веди дальше! Обещал – веди!». Монах разнервничался, достал платок, стал пот с лица вытирать, но все-таки пошел за ворота. Мы все понимали, что ему за такие «приглашения», да еще девушек в монастырь, могло влететь. Он тоже это понимал, а еще понимал, что влететь ему может и от высокого громогласного Андрюхи. Последний же хотел его проучить, чтобы вся охота отпала за счет туристов кататься от храма до храма. Я сама была уверена, что мы не первые, кого монахи таким образом «разводили» на проезд. Пусть это будет им отработкой кармы.
А вот и общежитие. Редкие монахи, проходящие мимо, оставляли любопытствующий взгляд, особенно на мне, но, молча, удалялись. Наш «ведущий» замер перед входом. Андрей снова над ним навис: «Это твое общежитие?! Ну, так чего стоим? Пошли!». Тут уже монах уперся, как мул, и признался, что дальше нельзя. Андрей, конечно, высказал ему все, что о нем думает (на русском), но остался доволен своим уроком, и мы повернули к выходу из комплекса.
к содержанию ↑Озеро Кандоджуи (Kandawgyi Lake)
Мы хотели заглянуть еще на Озеро Кандоджуи (Kandawgyi Lake), которое окружено парком и известно благодаря барже Каравейк (Karaweik). Она была воссоздана в конце 20 века в точности повторяя бирманский стиль королевской баржи, а сейчас в ней ресторан, где можно не только поесть, но и посмотреть фольклорное шоу. В связи с реконструкцией парка, вход для туристов сделали платным (4000 чат).
Немного поразмыслив, мы попросили остановиться таксиста как раз у берегов озера, где я смогла запечатлеть королевскую баржу – ресторан. Но вот времени гулять по парку совершенно не было, и мы отложили это либо на остаток нашего путешествия, либо на «когда-нибудь еще».
к содержанию ↑Карта нашего маршрута
к содержанию ↑Экскурсии
Полдня в Янгоне — длительность 5 часов, место начала — ваш отель в Янгоне, язык английский
По Янгону на целый день — длительность 10 часов, место начала — ваш отель в Янгоне, язык английский
Частная экскурсия по Янгону на день — длительность 1 день, место начала — ваш отель в Янгоне, язык английский
А такси уже мчит в сторону очередной Пагоды по имени Botahtaung или как ее еще называют «пагода тысячи военачальников», а вот о происхождении этого названия, а так же о том, чем мьянмарцы кормят чаек, я напишу в следующей статье.
Комментарии через форму ВКонтакте:
Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (4) написали:
По поводу таксистов и недопонимания. Мы всегда писали названия мест на бумажке и давали таксисту, а также цену тоже записывали, чтобы не было неприятных ситуаций. И то в Таиланде таксисты умудрялись спорить, мол, они называли цену на человека, а не за поездку и т.д.
Монахи- аферисты- это вообще что-то с чем-то. Андрей-молодец, что преподал им урок, будем надеяться, что они его усвоили 🙂
Я думала, что самый большой лежачий Будда лежит в Бангкоке, но этот видимо побольше будет, раз вы пишете, что у него шестиметровые ступни :))
Этому таксисту то же была дана бумажка с надписью на местном и на англ. из путеводителя, но он оказался тугодумом)
Да уж… монахи в этой стране — это не духовный путь, а метод выживания, конечно, я не имею ввиду всех.
На счёт размера будды, который больше, не в курсе…
Меня слово Шведагон повеселило. Почти как Пентагон. Или просто шведы гонят))))
Самогон по-шведски 😀
Надеюсь, Будда меня за это не покарает.
А вот верю в карму…есть в этом что-то. Мне недавно предсказали, что на мне кармический блок. Надо его как-то снимать с чакр.
Андрей молодец, что торгуется и напрягал монахов)))
Будда не покарает, а вот шведы могут :D.
А кармические блоки отрабатывают….просто так снять довольно сложное дело.
Андрюха да, профи, иногда убалтывал торгашей на цену ниже, чем местные :D. Я конечно тоже люблю поторговаться, но в пределах разумного.