Содержание статьи:

В самом начале статьи я бы хотел поблагодарить активных комментаторов блога Litetrip, это действительно приятно получать такие яркие отзывы. Ребят, вы слышали?! Вам большая БЛАГОДАРНОСТЬ! :). А теперь продолжим.

И снова Тбилиси. Даже не верится, что сегодня последний день здесь, кажется, будто прошел целый месяц, а не неделя. По неволе начинаешь задумываться о том, как мы тратим свое время там… на родине, когда каждый день как день сурка, когда неделя как большие сутки, в которых не можешь вспомнить, здоровался ли я с этим человеком сегодня и что ел на завтрак утром.

В это утро, конечно, мне не было настолько грустно, впереди был еще один день приключений. Большой рюкзак как обычно нашел свое место в жуткой привокзальной камере хранения за все те же 4 лари, а мы — в маршрутке в сторону замка-крепости Ананури.


Все же пришлось справиться с одной проблемой, в 8:00 большинство автобусов в основном шли на дальние расстояния, нам не хотелось ехать к «черту на кулички», так как можно было и не вернуться к поезду. С трудом договорились с водителем автобуса, который шел до Казбеги (это примерно в 150 км. от Тбилиси). Как и все водители, которые не хотели остаться без обеда, он уговаривал нас поехать до конечной точки. Об этом месте, мы читали, но туда было слишком далеко ехать, а ведь мы еще так и не видели саму столицу Тбилиси, все равно водитель проезжал мимо Ананури. Пришлось потратиться в полтора раза больше (10 лари вместо 7), чем, если бы мы ждали до 11 дня. Как говорят «время-деньги».

Автобус заполнился только туристами, из них русские — мы одни, поэтому водитель отдавал предпочтение разговору с нами, кивая носом в окно проезжающих мимо достопримечательностей, которые просмотрены были еще в первый день. Но ему это знать было не обязательно ;).

К нашему удивлению замок Ананури оказался ближе, чем предполагалось, поэтому, еще не доехав до него, я подумал, что можно рискнуть докатить до Казбеги. Мы преодолели большой мост и остановились возле замка. Оказывается, иностранные туристы заплатили 15 лари с каждого, включая остановки у достопримечательностей во время пути. С нас же опять не взяли лишнего, даже когда, мы заявили, что поедем до конечной станции ;).

Замок Ананури.

Ананури — крупный, хорошо сохранившийся замок на берегу Жинвальского водохранилища. Он стоит прямо на Военно-Грузинской дороге, это примерно в 70 километрах от Тбилиси. Главным достоинством замка является его сохранность, все стены и башни, даже перекрытия кое-где остались на своем месте.

Грузия. Крепость Ананури.

Основной функцией замка было перекрывать долину реки в узком месте.

Грузия. Крепость Ананури.

Уже с дороги мы видели красивый водоем, возле которого на возвышенности стоит Ананури.

Грузия. Крепость Ананури.

Старая дорога и старый мост находятся ниже. Сейчас эта дорога частично затоплена водохранилищем, по ней еще можно проехать на юг от замка с полкилометра, дальше она уйдет под воду. К сожалению, о том, что в замке можно забраться еще на смотровую башню, я узнал только будучи уже в России, там действительно есть, на что посмотреть с высоты, взять хотя бы то же водохранилище, переливающееся искрами от лучей солнца и отдающий тем самым голубовато-зеленым оттенком, который мы уже наблюдали у реки рядом с крепостью Нокалакеви.

Грузия. Крепость Ананури.

С нами ехала еще девушка восточной внешности. Сидела она на переднем сидении рядом с водителем. Насколько у меня хватало знаний в английском, настолько мы смогли с ней пообщаться и выяснить, что она родом из Южной Кореи, путешествовала одна (сей факт меня больше всего поразил), а в Грузии была всего три дня. Не знаю, почему я решил написать о ней, наверное, потому что ее самостоятельное путешествие как-то не вязалось с её внешним хрупким видом. В этом было что-то интригующе любопытное, я иногда ненавижу эти дурацкие языковые ограничения, которые заставляют меня теряться в предположениях и догадках, не позволяя вполне нарисовать картину о человеке, просто пообщавшись с ним.

Пострадавшее колено Милы ограничивало ее исследования достопримечательностей, поэтому в Ананури она неторопливо прогулялась по внутреннему двору, по церкви и до синего сарая за кустом в 20 метрах от замка :). Я же, как лось скакал с высунутым языком по территории всего архитектурного памятника. Внутри заинтересовали вот такие старинные фрески. Эх нравится же мне все первозданное.

Грузия. Крепость Ананури. Фрески.

к содержанию ↑

Головокружительная военно-грузинская дорога.

Дорога, по которой мы катили, называется военно-грузинской, и начала строиться еще в 1783 году, как раз в то время был подписан Георгиевский трактат между Россией и Грузией, но об этом ниже. Шоссировали дорогу почти сто лет спустя. В свое время она сыграла огромную роль между двумя странами.

Следующей нашей остановкой был непонятного назначения поворот, на обочине которого разместилось несколько торгующих лавочек, бюст-столп грузинскому военачальнику, построившему ту дорогу, по которой мы сейчас ехали и странная лестница из каменных блоков, со сбегающим по ним широким ручьем.

Военно-грузинская дорога. Памятник.

Тут мы вымыли пакет инжира, приобретенный мной еще в городе. Любопытно, кому понадобилось вытесывать черепа горных баранов из камня? Может вы знаете? :)

Военно-грузинская дорога. Ручей.

Но, остановились не для всего вышеперечисленного, с другой стороны дороги был резкий обрыв вниз, часть шоссе даже как бы нависала над этой пропастью, а прямо перед глазами открывался великолепный вид на горы, по зеленым вершинам которых плавно ползли облака. Внизу виднелась горная речка, тонкой нитью обвивая основание этой горы.

Военно-грузинская дорога.

Похоже, что дорога шла выше, следующая остановка планировалась на вершине 2000 метров, а значит и пейзажи там будут поголовокружительнее. Едем.

к содержанию ↑

Арка дружбы народов.

Мои предположения оправдались, Мила немного нервничала от тех высот, которые мелькали под колесами автобуса. Пиковой точкой была так называемая «Арка дружбы». Здесь мы тоже сделали «привал», на такой высоте ветер был более безжалостным, и пока остальные туристы бегали с фотоаппаратами, Мила отправилась в маршрутку сменить коротенькие шорты на штаны.

Арка Дружбы поставлена в 1983 году в честь 200-летия Георгиевского Пакта о присоединении Грузии к России. Изумительный памятник советской эпохе, иллюстрирующий всю историю Грузии на огромном мозаичном панно.

Военно-грузинская дорога. Арка дружбы.

Надо было видеть, с какой гордостью и теплотой наш водитель рассказывал о том моменте истории, создавалось впечатление, будто сам там побывал, я четко уловил нотки грусти в голосе. Если бы остальные путешественники понимали по-русски или по-грузински, то я больше, чем уверен, грузин бы им тоже поведал эту историю с тем же самым эмоциональным выражением.

Арка также выполняет функцию полукруглой смотровой площадки. Признаться, даже мне было не по себе подходить к краю, так как самая крайняя часть почти висит в воздухе.

Военно-грузинская дорога. Арка дружбы.

Да, пейзажи тут незабываемы, мне на данный момент не хватит словарного запаса, чтобы это описать в полной мере. Иногда, действительно, лучше один раз увидеть. Вооооон те маленькие белые точки на противоположном холме – стадо баранов :). Жаль, что мой хостинг не резиновый, такое лучше смотреть в хорошем качестве, или вообще вживую ;).

Военно-грузинская дорога. Арка дружбы.

От осознания одного того, что мы находимся на уровне облаков, уже восторженно перехватывало дыхание.

к содержанию ↑

Придорожные минеральные источники.

Далее дорога шла под уклон, мы начали снижение, правда, на крутизну поворотов это нисколько не повлияло. Еще одна остановка была возле минерального источника, который сбегал по холму прямо к дороге. Там, где оставил свой след источник, на склоне образовалась бело-оранжевая твердая поверхность. На вкус вода оказалась лучше нашего нижнеивкинского источника, и не пахла тухлыми яйцами.

Военно-грузинская дорога. Минеральный источник.

Рядом с дорогой я заметил короткий тоннель, построенный впритык к горе. Долго мозговал, зачем он тут, пока Мила не выяснила этот вопрос у водителя.

Военно-грузинская дорога. Тоннель.

Грузин рассказал, что зимой здесь дороги заносит сугробами высотой около 6 метров, такие короткие тоннельчики спасают ситуацию, далее по пути они встречались чаще.

Вскоре за зеленым холмом показалась белоснежная вершина горы Казбек. Тут надо выдержать паузу…

Военно-грузинская дорога. Вершина горы Казбек.

Водитель еще вначале пути хвастался нам фотографией этой красавицы с телефона. До места оставалось всего несколько минут, но об этом я расскажу в следующей статье, потому что там действительно есть ЧТО рассказать, готовьтесь прочесть интересную статью о том, как преодолеть пешком крутую гору длинной в 4 км за полчаса (если учитывать что Мила потянула ногу). Оставайтесь на связи ;).