И снова Тбилиси. Даже не верится, что сегодня последний день в Грузии, кажется, будто прошел целый месяц, а не неделя. По неволе начинаешь задумываться о том, как мы тратим свое время там… на родине, когда каждый день как день сурка, когда неделя как большие сутки, в которых не можешь вспомнить, здоровался ли я с этим человеком сегодня и что ел на завтрак утром. Но, не будем о грустном, ведь впереди нас ждет удивительное путешествие по военно грузинской дороге с осмотром попутных достопримечательностей: крепости Ананури, Арки Дружбы и минеральных источников. Поехали…


Как добраться

Чтобы посмотреть достопримечательности военно-грузинской дороги, можно поехать на маршрутке с остановками и без. Но, если кроме быстрых прогулок по красивейшим местам военно-грузинской дороги вы хотите услышать что-то интересное и сделать 10 тысяч фотографий, то эффективнее будет такси или даже экскурсия. Теперь вкратце обо всех вариантах.

к содержанию ↑

На маршрутке по военно грузинской дороге

Необходимо прибыть на автовокзал у метро Дидубе, любого водителя спрашиваем о поездке до Степанцминды (Казбеги) или просто по военно-грузинской дороге и вам озвучивают два варианта: 10 лари (без остановок), 15 лари (с остановками у основных достопримечательностей). Курсируют каждый час с 8:00 до 19:00. Расстояние 150 км.

к содержанию ↑

На такси по военно грузинской дороге

Чтобы не бегать высунув язык по Тбилиси, можно заказать недорогое такси на GoTrip (от 45$ за машину — цена фиксированная)

к содержанию ↑

Экскурсии по военно грузинской дороге

к содержанию ↑

Личный опыт

Большой рюкзак как обычно нашел свое место в жуткой привокзальной камере хранения (4 лари) Тбилиси, а мы — отправились на станцию Дидубе к маршруткам.

Изначально мы собирались доехать только до крепости Ананури, потому что боялись не успеть к поезду. С трудом договорились с водителем, который ехал до Казбеги. Как и все водители, которые не хотели остаться без обеда, он уговаривал нас поехать до конечной точки. Я не могла понять, почему они не соглашаются, все равно едут мимо. Только сейчас я знаю, что мы бы заняли места, которые могли быть отданы туристами до Казбеги, а значит и водитель получил бы в 2 раза больше. Пришлось заплатить 10 лари (вместо 7) до Ананури.

Автобус заполнился только туристами, из них русские — мы одни, поэтому водитель отдавал предпочтение разговору с нами, кивая носом в окно проезжающих мимо достопримечательностей, которые просмотрены были еще в первый день.

К нашему удивлению замок-крепость Ананури оказался ближе, чем предполагалось, поэтому, еще не доехав до него, я подумала, что можно рискнуть проехаться до Казбеги, а заодно посмотреть все попутные достопримечательности. Оказывается, иностранные туристы заплатили 15 лари с каждого, включая остановки у достопримечательностей во время пути. С нас же опять не взяли лишнего, даже когда, мы заявили, что все-таки поедем до конечной станции.

к содержанию ↑

Достопримечательности на карте

Карта достопримечательностей военно-грузинской дороги

к содержанию ↑

Замок-крепость Ананури

Мы преодолели большой мост и остановились возле замка.

к содержанию ↑

Время работы и стоимость

  • Часы работы: с 10:00 до 18:00, без выходных
  • Стоимость посещения: бесплатно
к содержанию ↑

Что посмотреть

Ананури — крупный замок-крепость на берегу Жинвальского водохранилища. Стоит прямо на Военно-Грузинской дороге, примерно в 70 километрах от Тбилиси. Основной функцией замка было перекрывать долину реки в узком месте. Сейчас от некогда великой крепости сохранилась только цитадель с башнями, храмы выстроены позже.

1. Башни. В Ананури имеется 5 башен. Самыми интересными можно считать пирамидальную, которая выстроена самой первой во всем замке (очень похожа на многочисленные башни в Сванетии) и башня Шеуповари (Упорная). На последнюю можно подняться, окинуть взором весь комплекс Ананури сквозь бойницы.

Замок-крепость Ананури, военно-грузинская дорога

2. Храм Христа Спасителя. Внутри только могила с балдахином, больше ничего особенного.

Храм Христа Спасителя в замке Ананури

3. Храм Успения. Главный храм, на стенах которого можно увидеть различного рода барельефы и надписи на грузинском. Внутри заинтересовали вот такие старинные фрески святых отцов и фрагмент из «Сцены страшного суда». Эх, нравится же мне все первозданное.

Храм Успения с фресками в замке Ананури

4. Колокольня. Можно выйти к колокольне, полюбоваться очередным видон на Жинвальское водохранилище.

Колокольня в замке Ананури

5. Жинвальское водохранилище. Уже с дороги виднеется красивый водоем, возле которого на возвышенности стоит Ананури. Это Жинвальское водохранилище, что обеспечивает водой Тбилиси. Говорят, что голубые воды Жинвали скрывают некий древний город…

Замок-крепость Ананури держала оборону на старой дороге, которая в наши дни частично затоплена Жинвальским водохранилищем, по ней еще можно проехать на юг от замка с полкилометра, дальше она уйдет под воду. Мы немного спустились вниз от замка по тропе, где по пути к водохранилищу в зарослях находится заброшенный храм.

Жинвальское водохранилище у замка Ананури

С нами ехала еще девушка восточной внешности. Сидела она на переднем сидении рядом с водителем. Насколько у меня хватало знаний в английском, настолько мы смогли с ней пообщаться и выяснить, что она родом из Южной Кореи, путешествовала одна (сей факт меня больше всего поразил), а в Грузии была всего три дня. Не знаю, почему я решила написать о ней, наверное, потому что ее самостоятельное путешествие как-то не вязалось с её внешним хрупким видом. В этом было что-то интригующе любопытное, я иногда ненавижу эти дурацкие языковые ограничения, которые заставляют меня теряться в предположениях и догадках, не позволяя вполне нарисовать картину о человеке, просто пообщавшись с ним.

к содержанию ↑

Остановка на военно-грузинской дороге

Дорога, по которой мы катили, называется военно-грузинской, и начала строиться еще в 1783 году, как раз в то время был подписан Георгиевский трактат между Россией и Грузией, но об этом ниже. Шоссировали дорогу почти сто лет спустя. В свое время она сыграла огромную роль между двумя странами.

Следующей нашей остановкой был поворот, на обочине которого разместилось несколько торгующих лавочек с сувенирами и чурчхелой, слева стоит столп грузинскому военачальнику, построившему ту дорогу, по которой мы сейчас ехали.

Столп военачальнику, построившему военно-грузинскую дорогу

Тут же я увидела широкий питьевой ручей, спускавшийся по каскаду каменных блоков. Там мы вымыли пакет инжира, приобретенный еще в городе.

Питьевой ручей на военно-грузинской дороге

С другой стороны дороги был резкий обрыв вниз, часть шоссе даже как бы нависала над этой пропастью, а прямо перед глазами открывался великолепный вид на горы, по зеленым вершинам которых плавно ползли облака. Внизу виднелась горная речка, тонкой нитью обвивая основание этой горы. Красотищща…

Виды на военно-грузинской дороге

Далее дорога пошла вверх, следующая остановка планировалась на вершине 2000 метров, а значит и пейзажи там будут головокружительнее.

к содержанию ↑

Арка Дружбы Народов

Мои предположения оправдались. Пиковой точкой была так называемая Арка Дружбы. Здесь мы тоже сделали привал, на такой высоте ветер был более безжалостным, и пока остальные туристы бегали с фотоаппаратами, я отправилась в маршрутку сменить коротенькие шорты на штаны.

Арка Дружбы Народов поставлена в 1983 году в честь 200-летия Георгиевского Трактата о присоединении Грузии к России. Изумительный памятник советской эпохе, иллюстрирующий всю историю Грузии на огромном мозаичном панно.

Арка Дружбы Народов на военно-грузинской дороге

Надо было видеть, с какой гордостью и теплотой наш водитель рассказывал о том моменте истории, создавалось впечатление, будто сам там побывал, я четко уловила нотки грусти в голосе. Если бы остальные путешественники понимали по-русски или по-грузински, то я больше, чем уверена, грузин бы им тоже поведал эту историю с тем же самым эмоциональным выражением.

Арка также выполняет функцию полукруглой смотровой площадки. Признаться, мне было не по себе подходить к краю, так как самая крайняя часть почти висит в воздухе.

Арка Дружбы Народов, вид с площадки на ущелье

Да, пейзажи тут незабываемы, мне на данный момент не хватит словарного запаса, чтобы это описать в полной мере. Иногда, действительно, лучше один раз увидеть. Вооооон те маленькие белые точки на противоположном холме – кучерявые барашки.

Арка Дружбы Народов, вид с площадки

От осознания одного того, что я нахожусь на уровне облаков, уже восторженно перехватывало дыхание.

к содержанию ↑

Минеральные источники

После перевала мы начали снижение, правда, на крутизну поворотов это нисколько не повлияло. Очередная остановка была возле минерального источника, который сбегал по холму прямо к дороге. Там, где оставил свой след источник, на склоне образовалась бело-оранжевая твердая поверхность. На вкус вода оказалась лучше нашей нижнеивкинской, и не пахла тухлыми яйцами.

Минеральные источники на военно-грузинской дороге

Рядом с дорогой я заметила короткий тоннель, построенный впритык к горе. Долго думала, зачем он тут, пока не догадалась спросить у водителя.

Тоннели на военно-грузинской дороге

Грузин рассказал, что зимой здесь дороги заносит сугробами высотой около 6 метров, такие короткие тоннели спасают ситуацию, далее по пути они встречались чаще.

к содержанию ↑

Гора Казбек, конечная остановка

Вскоре за зеленым холмом показалась белоснежная вершина горы Казбек. Тут надо выдержать паузу…

Гора Казбек, военно-грузинская дорога

Водитель еще вначале пути хвастался нам фотографией этой красавицы с телефона. До Казбеги (Степанцминда) оставалось всего несколько минут, но об этом я расскажу в следующей статье, потому что там действительно есть ЧТО рассказать, готовьтесь прочесть интересную статью о том, как преодолеть пешком крутую гору длинной в 4 км за полчаса.