- Как добраться
- На маршрутке по военно грузинской дороге
- На такси по военно грузинской дороге
- Экскурсии по военно грузинской дороге
- Личный опыт
- Достопримечательности на карте
- Замок-крепость Ананури
- Время работы и стоимость
- Что посмотреть
- Остановка на военно-грузинской дороге
- Арка Дружбы Народов
- Минеральные источники
- Гора Казбек, конечная остановка
И снова Тбилиси. Даже не верится, что сегодня последний день в Грузии, кажется, будто прошел целый месяц, а не неделя. По неволе начинаешь задумываться о том, как мы тратим свое время там… на родине, когда каждый день как день сурка, когда неделя как большие сутки, в которых не можешь вспомнить, здоровался ли я с этим человеком сегодня и что ел на завтрак утром. Но, не будем о грустном, ведь впереди нас ждет удивительное путешествие по военно грузинской дороге с осмотром попутных достопримечательностей: крепости Ананури, Арки Дружбы и минеральных источников. Поехали…
к содержанию ↑
Как добраться
Для начала добираемся до Грузии:
- Как выгоднее добраться до Грузии
- Маршрут по (этой поездке) Грузии и Армении с полезной информацией
- Еще один путеводитель по Грузии
Чтобы посмотреть достопримечательности военно-грузинской дороги, можно поехать на маршрутке с остановками и без. Но, если кроме быстрых прогулок по красивейшим местам военно-грузинской дороги вы хотите услышать что-то интересное и сделать 10 тысяч фотографий, то эффективнее будет такси или даже экскурсия. Теперь вкратце обо всех вариантах.
к содержанию ↑На маршрутке по военно грузинской дороге
Необходимо прибыть на автовокзал у метро Дидубе, любого водителя спрашиваем о поездке до Степанцминды (Казбеги) или просто по военно-грузинской дороге и вам озвучивают два варианта: 10 лари (без остановок), 15 лари (с остановками у основных достопримечательностей). Курсируют каждый час с 8:00 до 19:00. Расстояние 150 км.
к содержанию ↑На такси по военно грузинской дороге
Чтобы не бегать высунув язык по Тбилиси, можно заказать недорогое такси на GoTrip (от 45$ за машину — цена фиксированная)
к содержанию ↑Экскурсии по военно грузинской дороге
Групповые экскурсии:
- Военно-грузинская дорога+Казбеги — до 15 чел, точка начала — Тбилиси, продолжительность 8 часа, на русском языке, €32 с человека
Индивидуальные экскурсии:
- Путешествие в Казбеги (до 4-х человек, 10 часов, 150€)
- Дорога к легендарному Казбеку (до 4-х человек, 9 часов, 165€)
- Другие экскурсии из Тбилиси
Личный опыт
Большой рюкзак как обычно нашел свое место в жуткой привокзальной камере хранения (4 лари) Тбилиси, а мы — отправились на станцию Дидубе к маршруткам.
Изначально мы собирались доехать только до крепости Ананури, потому что боялись не успеть к поезду. С трудом договорились с водителем, который ехал до Казбеги. Как и все водители, которые не хотели остаться без обеда, он уговаривал нас поехать до конечной точки. Я не могла понять, почему они не соглашаются, все равно едут мимо. Только сейчас я знаю, что мы бы заняли места, которые могли быть отданы туристами до Казбеги, а значит и водитель получил бы в 2 раза больше. Пришлось заплатить 10 лари (вместо 7) до Ананури.
Автобус заполнился только туристами, из них русские — мы одни, поэтому водитель отдавал предпочтение разговору с нами, кивая носом в окно проезжающих мимо достопримечательностей, которые просмотрены были еще в первый день.
К нашему удивлению замок-крепость Ананури оказался ближе, чем предполагалось, поэтому, еще не доехав до него, я подумала, что можно рискнуть проехаться до Казбеги, а заодно посмотреть все попутные достопримечательности. Оказывается, иностранные туристы заплатили 15 лари с каждого, включая остановки у достопримечательностей во время пути. С нас же опять не взяли лишнего, даже когда, мы заявили, что все-таки поедем до конечной станции.
к содержанию ↑Достопримечательности на карте
Замок-крепость Ананури
Мы преодолели большой мост и остановились возле замка.
к содержанию ↑Время работы и стоимость
- Часы работы: с 10:00 до 18:00, без выходных
- Стоимость посещения: бесплатно
Что посмотреть
Ананури — крупный замок-крепость на берегу Жинвальского водохранилища. Стоит прямо на Военно-Грузинской дороге, примерно в 70 километрах от Тбилиси. Основной функцией замка было перекрывать долину реки в узком месте. Сейчас от некогда великой крепости сохранилась только цитадель с башнями, храмы выстроены позже.
1. Башни. В Ананури имеется 5 башен. Самыми интересными можно считать пирамидальную, которая выстроена самой первой во всем замке (очень похожа на многочисленные башни в Сванетии) и башня Шеуповари (Упорная). На последнюю можно подняться, окинуть взором весь комплекс Ананури сквозь бойницы.
2. Храм Христа Спасителя. Внутри только могила с балдахином, больше ничего особенного.
3. Храм Успения. Главный храм, на стенах которого можно увидеть различного рода барельефы и надписи на грузинском. Внутри заинтересовали вот такие старинные фрески святых отцов и фрагмент из «Сцены страшного суда». Эх, нравится же мне все первозданное.
4. Колокольня. Можно выйти к колокольне, полюбоваться очередным видон на Жинвальское водохранилище.
5. Жинвальское водохранилище. Уже с дороги виднеется красивый водоем, возле которого на возвышенности стоит Ананури. Это Жинвальское водохранилище, что обеспечивает водой Тбилиси. Говорят, что голубые воды Жинвали скрывают некий древний город…
Замок-крепость Ананури держала оборону на старой дороге, которая в наши дни частично затоплена Жинвальским водохранилищем, по ней еще можно проехать на юг от замка с полкилометра, дальше она уйдет под воду. Мы немного спустились вниз от замка по тропе, где по пути к водохранилищу в зарослях находится заброшенный храм.
С нами ехала еще девушка восточной внешности. Сидела она на переднем сидении рядом с водителем. Насколько у меня хватало знаний в английском, настолько мы смогли с ней пообщаться и выяснить, что она родом из Южной Кореи, путешествовала одна (сей факт меня больше всего поразил), а в Грузии была всего три дня. Не знаю, почему я решила написать о ней, наверное, потому что ее самостоятельное путешествие как-то не вязалось с её внешним хрупким видом. В этом было что-то интригующе любопытное, я иногда ненавижу эти дурацкие языковые ограничения, которые заставляют меня теряться в предположениях и догадках, не позволяя вполне нарисовать картину о человеке, просто пообщавшись с ним.
к содержанию ↑Остановка на военно-грузинской дороге
Дорога, по которой мы катили, называется военно-грузинской, и начала строиться еще в 1783 году, как раз в то время был подписан Георгиевский трактат между Россией и Грузией, но об этом ниже. Шоссировали дорогу почти сто лет спустя. В свое время она сыграла огромную роль между двумя странами.
Следующей нашей остановкой был поворот, на обочине которого разместилось несколько торгующих лавочек с сувенирами и чурчхелой, слева стоит столп грузинскому военачальнику, построившему ту дорогу, по которой мы сейчас ехали.
Тут же я увидела широкий питьевой ручей, спускавшийся по каскаду каменных блоков. Там мы вымыли пакет инжира, приобретенный еще в городе.
С другой стороны дороги был резкий обрыв вниз, часть шоссе даже как бы нависала над этой пропастью, а прямо перед глазами открывался великолепный вид на горы, по зеленым вершинам которых плавно ползли облака. Внизу виднелась горная речка, тонкой нитью обвивая основание этой горы. Красотищща…
Далее дорога пошла вверх, следующая остановка планировалась на вершине 2000 метров, а значит и пейзажи там будут головокружительнее.
к содержанию ↑Арка Дружбы Народов
Мои предположения оправдались. Пиковой точкой была так называемая Арка Дружбы. Здесь мы тоже сделали привал, на такой высоте ветер был более безжалостным, и пока остальные туристы бегали с фотоаппаратами, я отправилась в маршрутку сменить коротенькие шорты на штаны.
Арка Дружбы Народов поставлена в 1983 году в честь 200-летия Георгиевского Трактата о присоединении Грузии к России. Изумительный памятник советской эпохе, иллюстрирующий всю историю Грузии на огромном мозаичном панно.
Надо было видеть, с какой гордостью и теплотой наш водитель рассказывал о том моменте истории, создавалось впечатление, будто сам там побывал, я четко уловила нотки грусти в голосе. Если бы остальные путешественники понимали по-русски или по-грузински, то я больше, чем уверена, грузин бы им тоже поведал эту историю с тем же самым эмоциональным выражением.
Арка также выполняет функцию полукруглой смотровой площадки. Признаться, мне было не по себе подходить к краю, так как самая крайняя часть почти висит в воздухе.
Да, пейзажи тут незабываемы, мне на данный момент не хватит словарного запаса, чтобы это описать в полной мере. Иногда, действительно, лучше один раз увидеть. Вооооон те маленькие белые точки на противоположном холме – кучерявые барашки.
От осознания одного того, что я нахожусь на уровне облаков, уже восторженно перехватывало дыхание.
к содержанию ↑Минеральные источники
После перевала мы начали снижение, правда, на крутизну поворотов это нисколько не повлияло. Очередная остановка была возле минерального источника, который сбегал по холму прямо к дороге. Там, где оставил свой след источник, на склоне образовалась бело-оранжевая твердая поверхность. На вкус вода оказалась лучше нашей нижнеивкинской, и не пахла тухлыми яйцами.
Рядом с дорогой я заметила короткий тоннель, построенный впритык к горе. Долго думала, зачем он тут, пока не догадалась спросить у водителя.
Грузин рассказал, что зимой здесь дороги заносит сугробами высотой около 6 метров, такие короткие тоннели спасают ситуацию, далее по пути они встречались чаще.
к содержанию ↑Гора Казбек, конечная остановка
Вскоре за зеленым холмом показалась белоснежная вершина горы Казбек. Тут надо выдержать паузу…
Водитель еще вначале пути хвастался нам фотографией этой красавицы с телефона. До Казбеги (Степанцминда) оставалось всего несколько минут, но об этом я расскажу в следующей статье, потому что там действительно есть ЧТО рассказать, готовьтесь прочесть интересную статью о том, как преодолеть пешком крутую гору длинной в 4 км за полчаса.
Комментарии через форму ВКонтакте:
Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (19) написали:
Тааак, кажется я знаю у кого мне надо брать уроки фотографии 🙂 Будьте любезны поделиться знаниями!!! Грузия — великолепна!!! Нет людей, невероятные природные красоты очень органично слились с творениями рук человека. Арка — сила! Фрески понравились, кажется, что их оочень давно касалась рука человека, но они все равно в порядке, словно все здесь в первозданном виде и знает какие-то свои собственные секреты вечной молодости.
А мне — уроки по трансерфингу. Очень нужно сейчас.
Кстати, а объектив какой у фотика: 18-55 или 18-135 ?
Костя, ну насчет 18-55 или 18-135 и я тебя могу просветить. Сотрудничала с обоими 🙂 Тут, скорее, умелая обработка, помимо всех прочих заслуг 🙂
Ясно 🙂 Мне 18-55 как-то больше понравился, я сравнивал много фотографий с этих двух объективов. Но правда ещё есть вариация 18-55 с каким-то там стабилизатором (IS что-ли называется). Сам лично фоткал только на 18-55 без ISa. А вообще мечтаю о Canon EOS 550d или 650d и неважно какие объективы. ну это для начала 😀
Обработка хорошая))
Костя, а фотки делал один и тот же человек на одной и той же тушке в одно и тоже время одного и того же объекта? 🙂 Думаю, суть ты понял. Фоткает всегда человек, а не аппарат. Объектив без стаба (именно упомянутый тобой IS) — это прошлый век, лучше конечно же со стабом, так снижается вероятность смазанных кадров, так как этот самый ИС минимизирует дрожание рук и не так мылятся фотки. У 18-55 и 18-135 разница в весе, цене и фокусном расстоянии. Лично я опытным путем поняла, что для меня оно важно и как штатник 18-55 для меня стал слабоват, то есть у 135-го его 135-ть тоже не ахти, но все же лучше пусть будет плохое 135, чем его вовсе не будет.
А всё же верно…от фотопаратчика всё зависит. Я смотрел фотки, сделанные на 18-135 одного любителя, который потом сменил фотик на 5d mark III с крутейшим объективом и…даже здесь у него были фотки не очень…я даже удивился как так. Хотя он уверен, что его фотки супер,а все остальные просто завидуют.
«Как хорошо, что Вы меня понимаете» ))) Да, ты во всем прав. Часто люди не видят кадр, плохо подбирают тона-цвета-сочетания, да что там, просто не разбираются даже в обычной мыльнице. Раз уж пошла такая гулянка, я на эксклюзив не претендую и не говорю, что у меня фотки очень, но фотаю зеркалкой Кэнон 1100Д с китовиком 18-55 и БЕЗ какой-либо дальнейшей обработки, даже стандартную цветокоррекию не применяла. Просто меняла режимы-настройки-фокусное расстояние.
Да да, вы правы, объектив 18-55 и конечно же немножко фотошопа, т.к. как ни крути, а резкости особенно при больших масштабах ни один фотик не даст.
Уроков по фото дать не могу, т.к. пользуюсь зеркалкой как любитель, максимум что умею, это подобрать кадр по внутренним ощущениям.
Зато я укоренилась в своем желании освоить лайтрум. Спасибо ) Открыла для себя трансерфинг — подожду продолжения!
А лайтрум удобнее фотошопа?
Трансерфинг и я открываю для себя…заново) Сегодня послушаю первую главу.
А я сегодня еду на СТО и не знаю дорогу )) Мой коллега-эксперт по фото советует мне лайтрум. Я ни там ни сям не была — поэтому начну с лайтрума, а там куда кривая приведет. Костя, ты смотри не обоптимистись 🙂
Как ты там? Нашла дорогу?))
Оо, мне главное не пессимизироваться, а то это ужасно…
Это было просто позорно-ужасно. Я 4 раза порывалась развернуться и поехать домой, но не знала в какой стороне мой дом. Вместо 10-ти минут ехала 45. Опоздала туда, потом опоздала к подруге, расстроилась, что всех подвела. Мда, тот еще вечерок был.
Костя, а ты спортом занимаешься? Знаешь, 2 часа в спортзале отлично разгоняют любую хандру 🙂
Ребят, вам пора уже мастер-классы по фотоаппаратам давать. 🙂
Сегодня послушал «Яблоки падают в небо», несколько записей. Даже настроение поднялось, жить захотелось))
Как же так, я пропустила этот блог? Подписываюсь!!!
В Грузию давно хочу съездить, пока вот читаю отчеты и пускаю слюнки 🙂
Фотографии очень красивые! Кстати, как вариант, я часть фотографий загружаю на Яндекс.Фотки и оттуда вставляю в блог — так экономится место на хостинге. Плюс, если хочется показать очень много фотографий для отдельных фанатов, можно сделать средствами ЯФ слайд-шоу и вставить его кодом. Очень удобно.
Благодарю за лестный отзыв, очень приятно 🙂 Мне хочется туда вновь вернуться, да же просто ради людей.
Про Яндекс, спасибо, учтём.
Прекрасная статья, подскажите,а где вы нашли такой автобус который едет как экскурсионный со всеми остановками? И стоило это 10 лари в одну сторону или обе?
Спасибо, Наташа. Автобус едет из Тбилиси со станции Дидубе. Точнее автобуса по факту два: один едет за 10 лари до Степанцминды (без остановок), второй едет за 15 лари (со всеми фотоостановками (цены на 2016 год). Вам нужно будет на автостанции просто сказать об этом водителям, когда будете искать нужный автобус.