Сегодняшняя статья наверное будет больше посвящена армянскому автостопу и людям в целом. Кататься по основным трассам легко и удобно, но сегодня мы проедем по дорогам, где чаще встретишь местного, чем туриста. Проедем через город Талин с осмотром его достопримечательностей, а конечной остановкой будет село Мастара, где и заночуем. У вас в мыслях застрял вопрос «где это вообще?», вот сейчас и узнаем.
к содержанию ↑
Автостоп Джермук — Армавир
Последний раз мы стояли на обочине шоссе из Джермука, точнее из села Гндеваз, где имели счастье провести половину суток в хорошей компании. Настроение было отличное, поэтому чисто ради прикола мы с другом решили тормознуть КРАЗ настолько старый, насколько вы можете себе представить. Ладно, не буду пытать ваше воображение, так он выглядит изнутри вместе с водителем.
А так снаружи, спустя всего 10 км, которые были для нас попутными. Вполне достаточно, чтобы появился звон в ушах и потрясывание в теле.
На самом деле все не так и плохо. Дальше повезло больше, когда вдруг чудесным образом перед нами материализовывается белый лексус с таким же чистеньким и свежим салоном внутри. Неужели нам по пути? Не поверите, так и есть. Я рада, что мы вчера помылись и сменили одежду, иначе бы водитель явно расстроился. Кстати, за рулем сидел молодой бизнесмен, довольно приятный и простой в общении.
Я вообще удивляюсь армянским “капиталистам”, ну совершенно не испорченные люди, пальцы не гнут, звездной болезнью не страдают, “понтами” не раскидываются, а ко всему прочему еще интеллигенты и хорошие собеседники, с которыми всегда есть о чем поговорить. Так и в этот раз мужик попался классный, сам любитель путешествий, много где побывал и в Америке, и в Иране, и в Сирии, правда, как я поняла, чисто по деловым вопросам. Попутно делился рассказами и историей самой Армении, в общем с таким бы разговаривать бесконечно. К нашему великому счастью, бизнесмен вдруг предложил угостить нас шашлыком в уличном кафе, поэтому полдня мы точно провели в хорошей компании. Кстати, в одной из статей я уже упоминала «окрошку в бутылке». Вот, любуйтесь, почти как кефир, только с огурцом. А рыба – это просто чей-нибудь будущий обед в том кафе, где мы сидели.
С бизнесменом мы доехали ровнехонько до Эчмиадзина (мы уже были там), точнее высадили нас на трассе неподалеку, чтобы “стопить” было удобнее.
Что посмотреть по этой дороге:
Мде, до столицы рукой подать, трафик большой, а поехать не с кем, ну как всегда. Какой-то таксист по “неопытности” притормозил рядом. Мы помахали ему рукой, что он “не по адресу” и даже разговаривать с ним не стали. Однако водитель был упрям и, видимо, не ленив, потому что вышел из машины и спросил, куда нам надо. Я ответила просто: “В Армавир, но денег на такси у нас нет”.
Мужик чуть растерялся, а потом переспросил, “совсем нет”. Мы покачали головой. Потом он вздохнул и выдал: “ладно, садитесь, так подвезу, все равно в ту сторону еду”. Класс, второй таксист за нашу “путешественническую жизнь”, который бесплатно предлагает подвезти. Так мы доехали до Армавира на такси.
к содержанию ↑Дорога Армавир — Талин
Армавир… Армавир… В Армавире нам ничего не надо, значит едем дальше, а вот и очередные попутчики. Перед нами встала старая на ладан дышащая Волга с побитыми в некоторых местах стеклами. Внутри сидело трое мужчин, мой друг через окно спросил, подвезут ли в строну Талина. Водитель сказал, что только до ближайшей деревни, а дальше сами. Мы согласились, но когда открылась задняя дверь, я чуть не упала от удивления и от смеха одновременно.
Заднее сидение “волги” отсутствовало напрочь. Тогда, наблюдательный читатель задаст закономерный вопрос: “как же там сидел третий пассажир?”. А вот это отдельный кадр, потому что сидел он на перевернутой на ребро табуретке, а головой упирался прямо в потертый потолок салона, и то приходилось нагибаться. Мы с другом немного пришли в ступор, но слава Богу, для таких случаев у нас есть спасительные коврики, которые были положены вместо сидения. В принципе неплохо, только в пути периодически задумываешься, как эта “кляча” вообще еще едет. Кажется я уже рада, что едем только до ближайшего населенного пункта.
Ребята попались веселые, а когда узнали, что мы путешественники, то предложили поехать к ним в гости, правда, для этого надо было поворачивать обратно в Армавир. Ну уж нет, сели, значит едем.
Очередная обочина наша, только трафик как-то резко поубавился. Даже странно, вроде дорога хорошая, свеженький асфальт. Ага, снова “наши” едут, рада представить вашему вниманию русскую “ниву”, водитель которой заявил, что едет как раз в Талин, по-моему даже дальше.
Спустя пару километров, я поняла, почему машины не жалуют это направление, здесь дорога была не просто убитая, а совсем в хлам, только успевай кишки в узелок завязывать. А у нашей “нивы” еще и коробка передач барахлила, ну везет нам на колымаги сегодня, что делать. Хотя водитель заявил, что ему каждый день по этому направлению приходится ездить. Ааа, это все объясняет…
Еще через десяток километров мы вообще заглохли на пустынной трассе. И я догадалась, зачем водитель взял нас с собой. Машина заводилась только с толчка, все элементарно. В тот день у меня болел живот не столько от тряски в дороге, сколько от смеха.
к содержанию ↑Город Талин
В 70 км от Еревана в Арагацотнской области расположен город Талин. Если вы не знали, то он считается одним из древнейших поселений в стране (первые упоминания в I-II вв.). из древнейших поселений в Армении. Первое упоминание относится к 1-2 веку. В советские времена в городе Талин был маслосырозавод и асфальтобетонный завод, сейчас городок с 5 тыс. населения выглядит уныленько.
Водитель ехал в гости, как я поняла, причем торопился. Но, почему-то, как и многие другие “спешащие” армяне, он решил предложить мини-экскурсию по Талину. Впрочем, в этом маленьком городе кроме пары храмов и смотреть нечего. Почему бы и нет, мы-то никуда не торопимся, тем более на колесах.
к содержанию ↑Церковь Святого Григория в городе
Сначала заехали в небольшую церковь Св. Григория 12 века, тем более искать ее долго не пришлось, так как находится она в самом центре города. Жаль закрыто, вечер ведь уже.
“Нива”, похоже, перегрелась, так что мы пошли на осмотр окрестностей. Навстречу попался какой-то армянин странного вида, который сказал, что в строениях во дворе, больше напоминающие старые гаражи, находится целая церковная галерея.
Мы ему не поверили, тогда он взял моего друга за руку и повел сам. Удивительно, но он был прав, в этой каморке собраны различные церковные вещи от икон до крестов различных размеров.
Через несколько минут мы вернулись, машина уже была готова к дальнейшему путешествию. Но рядом “вырос” тот самый странный мужик и попросил его сфоткать на фоне церкви, ха-ха, ну и чудик. Так и быть, а то не отстанет.
Талинский Кафедральный Собор и церковь Аствацацин
Теперь мы двигались в сторону большого Талинского храма. Чем он мне понравился, что к нему еще не приложили руку современные реставраторы. Огромное здание собора находится в поле, за которым виднеется кладбище. Не знаю, куда смотрят местные власти, но если и дальше так пойдет, то скоро храм “зарастет” современными могильными плитами.
Храм известен примерно с 7 века и просто потрясающе выглядит. Было видно, что его реставрировали, потому что торчали каркасные прутья, использующиеся для заливки бетона. Если заглянуть в историю, так и есть, землетрясение 1840 года хорошенько подпортило внешний архитектурный вид здания, но в начале 70-х годов 20 века его начали восстанавливать. Видать, не хватило денег.
Водитель “нивы” тоже присоединился к нам и с удовольствием прогуливался между старинными арками. Я бы не сказала, что этот человек куда-то торопился, однако, мы решили не задерживать армянина и постарались максимально быстро осмотреть храм со всех сторон. После чего все вместе отправились к машине. По пути я бросила взгляд в сторону и увидела маленькую церквушку. Это церковь Аствацацин 1866 года постройки.
Если после увиденного, вам захотелось посетить замечательный город Талин, то до него ходит общественный транспорт из столицы Армении.
к содержанию ↑Как добраться до Талина из Еревана
«Далеко ли до Талина?» — около 70 км. Не беспокойтесь, общественный транспорт ездит по другой дороге, нежели поехали мы. От центрального автовокзала Еревана (Киликия) ходят:
- автобус №537, стоимость 500 драм, в пути 1 час
- маршрутка №538, стоимость 600 драм, в пути 1 час
Нам же оставаться в Талине не было никакой необходимости, все что можно осмотрено, едем искать ночлег в какой-нибудь деревне.
к содержанию ↑Село Мастара
Село Мастара находится в Арагацотнском регионе, в переводе его название делится на две части «мас» — кусок и «тара» — захоронение. Говорят, в местной церкви Святого Ованеса захоронены фрагменты мощей Иоанна Крестителя. Так ли это на самом деле, нам все равно не узнать.
к содержанию ↑Как добраться из Еревана
Если вам взбредет в голову посетить село Мастара, сделать это можно на маршрутке Ереван-Мастара, отходит с Центрального автовокзала (Киликия), расстояние 75 км, стоимость проезда 800 драм, в пути чуть больше часа.
Мы ехали автостопом из города Талин, прибыв в деревню Мастара на старой раздолбанной ниве. Дело было к вечеру, а водитель машины торопился в гости, поэтому приглашать к чужим людям было неуместно. Да мы и так были ему благодарны за экскурсию на колесах и съестной подарок, который он специально приобрел по дороге для нас.
Я уже сообразила, что с армянскими ветрами шутки плохи, поэтому нам было необходимо найти вписку. За время путешествия по Армении, я заметила, что достаточно просто подойти с проблемой к кому-нибудь из местных, и они обязательно помогут. Так мы сделали и в этот раз, когда я увидела мужчину, идущего по дороге, судя по всему с работы.
Я оказалась права, мужчина был учителем ОБЖ в школе и возвращался с уроков домой. Мы подошли к нему и спросили, есть ли возможность в деревне поставить палатку, на что тот не раздумывая, сразу пригласил к себе. Армянина зовут Рубен, у него свой дом и небольшое хозяйство. Нас накормили по обычаям кавказского гостеприимства, а потом мы полночи сидели на крыльце, болтали с Рубеном о его военных годах. Дочери, к сожалению, русского языка не знали, хоть младшая и учила его в школе. Прям как у нас учат английскому.
А потом нам приготовили отдельную комнату и мы ушли отдыхать.
Церковь Святого Иоанна Крестителя
За завтраком на следующий день я спросила у Рубена, есть ли что посмотреть в Мастаре. Оказывается, есть. Небольшая, но очень старая церквушка Святого Иоанна Крестителя, построенная в 5 веке.
Найти ее нам не составило труда, тем более, что дорога в деревне Мастара практически одна. Для своих лет, церковь неплохо сохранилась. Рубен упоминал, что здание уникально своим куполом, точнее, как он выстроен. Говорят, соединяясь в центре, упор купола весь идет на периметр его основания. При этом не используются никакие другие упоры.
Но больше всего нам она понравилась внутри, так как сохранился деревянный мостик и лестница на второй этаж. Туда даже можно подняться и полюбоваться алтарем сверху. Чисто по-деревенски уютно.
Рядом с церковью есть небольшой макет этой же церкви и старенький хачкар.
Для местных жителей, которые только-только начали выползать на пустынные улочки мы сами, как достопримечательность. Наверняка, увидеть здесь туриста так же сложно, как попасть на луну.
Наша следующая остановка — второй по величине город Армении — Гюмри.
Комментарии через форму ВКонтакте:
Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (4) написали:
Да уж,никогда не говори никогда,даже таксист может подвезти безплатно!
В Армении возможно все 🙂
столько раритета за один день))))
ахахаха, это точно))))))) я думала такое уже не существует)))