Содержание статьи:

Ночь в столице Душанбе выдалась ужасной. Мало того, что в старых матрасах по всей видимости обитал какой-то кусачий кровосос (слава Творцу, что не клопы), отчего мы постоянно с Милой просыпались. Так еще ближе к утру я понял, что мое тело накрыло то же недомогание, что и Милу пару дней назад. Хорошо, что мне удалось поспать в грузовике, когда мы преодолевали перевал из Худжанда в столицу Таджикистана, иначе мне было бы совсем не подняться от слабости и температуры.

Не смотря на все это, я не мог себе позволить вот так проваляться в маленькой комнатушке, и даже одним глазом не взглянуть на улицы города Душанбе. Поэтому было решено выдвинуться на прогулку, а заодно навестить пару местных аптек.


Хозяина дома не было, но это не помешало его жене угостить нас чаем перед выходом. На всякий случай мы с Милой сфотографировали дверь с названием улицы и дома.

Таджикистан. Душанбе. Дверь нашего "приюта".

Столичный общественный транспорт Таджикистана.

В одной из предыдущих статей я упоминал, что в Таджикистане очень тяжелое положение с общественным транспортом. Имеются ввиду большие автобусы и троллейбусы, проезд на которых официально стоит от 60-70 дирам (5 руб.), но в некоторых случаях водители могут устанавливать свои цены вопреки закону. Любопытна сама система обслуживания в салоне. В качестве турникетов при входе служат «мальчики» от 14 до 25 лет, которые блокируют одну из двух створок, а через вторую открытую пропускают пассажиров. Сначала пропускают тех, кто выходит на остановке, а затем, собирая деньги, запускают входящих пассажиров.

В утреннее и вечернее время дефицит последних восполняют маршрутные такси или вообще легковушки на 4-6 сидячих мест с номером маршрута на лобовом стекле, которые берут за проезд аж 3 сомони (23 руб.).

Таджикистан. Душанбе. Транспорт.

Такое я наблюдал впервые в своей жизни. Но даже этого не хватает для перевозки людей. Поймать легковушку или маршрутку хотя бы с одним свободным местом на остановке – это из области фантастики, поэтому местные зачастую “стопят” общественный транспорт на перекрестках перед остановкой. А если и там слишком много желающих уехать, то стоят на пешеходных переходах или “где придется”. Утром нам еще повезло с автобусом, а вот в течение дня приходилось ловить то маршрутки, то частных “извозчиков”.

к содержанию ↑

В центре Душанбе.

1. Площадь государственного флага.

Пока я еще более или менее передвигался, мы решили прогуляться по центру города, а уже потом ехать по остальным вопросам. Через весь город до аэропорта тянется главная улица и дорога — проспект Рудаки, на котором располагаются все основные достопримечательности: площади, университеты, дворцы.

Мимо площади государственного флага очень сложно проехать, так как его флагшток виден “за версту”. В моем путеводителе сказано, что 165 метровый таджикский флагшток является самым высоким в мире. Признаться, я уже столько раз читал то же самое по флагам других стран (к примеру флаг Баку в Азербайджане), что данная информация уже заставляет сомневаться в ее правдивости.

Таджикистан. Душанбе. Площадь государственного флага. Флагшток.

По площади стоит прогуляться хотя бы ради красоты современного “зодчества” в лице Дворца наций слева или Национального музея Таджикистана.

Таджикистан. Душанбе. Площадь государственного флага.

Можно увидеть также искусственное озеро с фонтаном, широкие аллеи с торчащими шляпами садовников в кустах, скульптуры героев прошлых лет.

Таджикистан. Душанбе. Площадь государственного флага. Скульптуры и фонтаны.

Очень симпатично, только жарко.

2. Городской сад “Боги Рудаки” (Парк Рудаки).

До парка Рудаки мы дошли пешком.

Таджикистан. Душанбе. Городской сад "Боги Рудаки".

Название его тесно связано с именем великого таджикского и персидского поэта Абу Адулло Рудаки, памятник которому азербайджанские скульпторы поставили в центре сада.

Таджикистан. Душанбе. Парк Рудаки. Памятник поэту.

По обеим сторонам аллеи от памятника очень удачно расположены фонтаны, в такую жару разве что только воспитание не позволяет залезть в них с головой, хотя можно и по бордюру прогуляться.

Таджикистан. Душанбе. Парк Рудаки. Фонтаны.

Впервые за долгое путешествие по Средней Азии натолкнулись на группу русских туристов, которые большой компанией фотографировались у каждого “столба”.

3. Площадь “Дусти” (Дружбы) и памятник Исмаилу Самани.

В такой же “шаговой” близости располагается площадь “Дусти”, в прошлом сменившая множество наименований – “Озоди”, им. Ленина.

Таджикистан. Душанбе. Площадь "Дусти".

И снова в центре площади мы видим памятник. На сей раз перед нами скульптура эмира династии Саманидов – Исмаил Самани. Кстати, по его же имени и названа таджикская валюта “сомони”.

Таджикистан. Душанбе. Площадь "Дусти" - памятник Исмаилу Самани.

До этого пост занимал товарищ Ленин, которого в конце 90-х перенесли в парк Победы, где собраны все монументы советской эпохи. Жаль, а то я бы сфотографировал дедушку Ильича для коллекции… Я вам не говорил, что решил организовать целую коллекцию с изображениями Ленина? Возможно даже статью-галерею позже сделаю.

Государственный герб в руках Сомони, и корона на его голове, покрыты сусальным золотом, а у подножия памятника расположен бронзовый барельеф, отражающий историю правления эмира.

к содержанию ↑

Вопрос о регистрации в Таджикистане.

На сегодня с меня хватило прогулок по большому городу, болячка давала знать о себе все сильнее, поэтому мы решили доехать до ОВИРа, дабы выяснить вопрос с регистрацией, ведь еще при въезде нам напомнили, что русским можно находиться в Таджикистане без регистрации не более 3-х рабочих дней.

Важно знать, что если ваше пребывание выпадает на выходные или официальные праздничные дни, то они в трехдневный срок не входят!

Чтобы добраться до ОВИРа, нужно доехать на автобусе до остановки “цирк”, далее проходим пару кварталов по главной улице и мы на месте. Еле нашел человека, который смог мне полностью обрисовать ситуацию. В результате выяснил, что конкретно нам можно находиться без регистрации до 25 числа с учетом того, что границу мы пересекли 21 числа. Получается 5 дней, НО как я уже выделил выше это с учетом выходных дней. Обычный срок – 3 дня.

Если же мы в течение указанного срока не сделаем регистрацию и не успеем вовремя покинуть Таджикистан, то наказание ждет в виде штрафа в размере от 9 до 15 тыс. руб.

Где можно сделать регистрацию в Таджикистане:

  • ОВИР. Для этого нужен паспорт и хозяин квартиры, в которой совершенно необязательно ваше нахождение. Регистрация делается в течение 1-3 дней. Оплата складывается из двух сумм: оплата услуг ОВИРа и государственная пошлина. Для иностранцев, с которыми у Таджикистана визовый режим, оплата за нахождение на территории страны до 3-х месяцев составляет 140 сомони (1070 руб.), а более 3-х месяцев — 230 сомони (1760 руб.). Для прибывших без визы  оплата пребывания до 3-х месяцев составляет 90 сомони (690 руб.), более трех месяцев – 130 (990 руб.).
  • гостиница. Есть возможность договориться с некоторыми гостиницами, имеющих специального человека, который за условную плату (от 5$ за сутки) оформить регистрацию на N-ое количество дней, причем в тот же день.
  • фирмы и частные лица. В городе можно найти специальные частные фирмы или ФЛ, которые решат сей вопрос буквально за 1-2 дня и стоить это будет около 25-35$.
  • можно попробовать пройти границу туда-обратно, если вы находитесь в непосредственной близости от нее. Однако, мы так не делали и последствия неизвестны. К тому же непонятно, как на такое отреагируют пограничники и сколько времени это займет.

Вот с такой информацией мы вышли из ОВИРа и направились в сторону дома. Вернувшись в маленькую комнатку, я понял, что сегодня мы навряд ли сможем ехать дальше. Даже еда, предложенная молодой хозяйкой мне не полезла. Я выпил таблеток, которые Миле достались еще в Узбекистане и решил отлежаться до завтрашнего утра.

Вообще-то я хотел ехать через другую границу до Киргизии, однако вечером, когда Нуй вернулся домой, он сообщил, что дорога туда очень плоха, да и мост через реку после взрыва не восстановили. Ничего не оставалось, как завтра утром снова ехать через тот ужасный перевал. По крайней мере мне удалось воочию разглядеть все “прелести” Анзобского тоннеля.