Стоит слезть с общественного транспорта и начинаются настоящие турецкие приключения. Кто не знает, в Турции нефти нет, наверное именно поэтому здесь шикарные автострады на много сотен километров, зеленые, каждые два часа орошаемые поля в полупустыне, доброжелательное население и отличнейший автостоп. Вот только цены дорогие, как на еду так и на общественный транспорт.
Именно последний фактор прямо таки толкает на передвижение автостопом. И после первой попытки ничуть не жалеешь о своем решении, потому что “стоп” тут шикарнейший, чуть ли не каждая вторая машина легко подбросит до нужного места, а иногда и сами останавливаются.
Все же Турция – страна большая, и на дальние расстояния предпочтительнее ехать на фуре, которые тоже с удовольствием подберут попутчика и развлекателя в одном лице. Водитель с радостью не только подвезет, но еще устроит трехразовое питание (даже если сам соблюдает “пост”) и спать уложит прямо в кабине вместе с ним. Есть только одна опасность – это сон.
В Турции нет таких условий для фур, как в Европе: 8 часов в дороге, 4 часа на отдых. Нет и нет! В Турции водители фур едут без отдыха, пока не достигнут цели, именно по этой причине на обочинах частенько можно увидеть аварию или погнутый бордюр. Бдить нужно не только ночью, но и днем, потому что не известно, когда водитель фуры выехал из дома, сегодня утром, или вчера днем. Я бы назвал это своеобразной платой за проезд – развлекать или будить фурщика во время дороги, главное быть осторожными.
Еще один нюанс – не стоит ехать с фурой на разгрузку. Проверено на личном опыте, времени потратите столько, что можно пол Каппадокии посмотреть. Лучше выйти перед ней и сесть на другую машину, тем более что с автостопом проблем тут нет.
к содержанию ↑Старик и мальчик.
Мы еще не знали, какой автостоп в Турции, а если бы знали, то возможно и по Стамбулу перемещаться было более комфортно и экономно.
Выйдя на трассу, я сразу удивился огромному количеству фур, которые на больших скоростях сновали туда-сюда. За их большими “телами” легковушек просто не было видно.
Чисто на удачу мы подняли руки, и, я не поверил своим глазам, первый же груженый лесовоз был наш. За рулем сидел старик, а сзади на кровати нас разглядывал мальчик лет 13. Похоже нам было по пути, они тоже ехали в Анкару.
Я не сильно задумывался о скорости перемещения, видя хорошие турецкие дороги, тем более средняя скорость фуры была около 80-90 км/ч. Однако, знал, что нам предстоит 300 км впереди.
Ни старик, ни мальчонка английского не знали, поэтому большую часть пути мы провели молча. Узнал только их имена (мальчик-Адам, дед — Эджем) и понял по жестикуляции, что это дедушка с внуком.
к содержанию ↑Три часа в ожидании.
Не успели мы проехать и 50 км, как вдруг встали в пробке! На шоссе, пробка? Откуда?! Оказалось, что за 6 или 7 машин перед нами столкнулось аж 3 фуры. Одна машина была совершенно всмятку, вторую просто раскурочило, а последнюю мы увидели только после 3 км, от места аварии – так ее протащило по асфальту. К сожалению, были и пострадавшие и менты с пожарниками.
Благодаря аварии, пробка выстроилась аж до самого Стамбула, на обе полосы, включая обочину) никто не мог проехать. Скорая и та еле продралась сквозь толпы зевак и “торопыг”. Так простояли мы в ожидании 3 часа. Стало вечереть и у меня закралась мысль, что до темноты в Анкару мы не приедем.
Еще через 50 км, старик остановил фуру и пригласил нас в местную чайную, поесть и выпить чая. От еды мы отказались, а чая выпили аж несколько стаканов.
“Турецкий кофе, турецкий кофе”… не пьют его турки, чаи вот гоняют. Причем такие крепкие, что никакой выпивки не нужно. Мальчонка взял себе тарелку еды, а старик так же как и мы чаёк “хлебал”. Я еще не знал, что у мусульман только начался месяц рамадан (рамазан). Это, как у нас пост, только у них все жёстче.
Самые верующие не имеют права ни есть ни пить (!) в течение всего дня до 21:00 (в некоторых районах до 20:00), о чем возвещает каждый вечер громогласный мула с минарета. Кстати, подумываю написать статью о мусульманстве подробнее, чтобы каждый раз не расписывать, а просто делать ссылку.
Так вот, есть можно только тем, кто за рулем проводит больше 100 км. Видимо наш водитель был приверженец религии и поблажек себе не давал.
к содержанию ↑Еще одна бессонная ночь.
Мы с Милой решили ехать до конца, раз уж нас посадили, потому что ставить палатку в полупустыне совсем не хотелось.
До темноты старик все пытался говорить на своем. Причем, жестикуляция отсутствовала напрочь, так что попытки его понять я бросил и просто уже не реагировал. Мальчишка уже давно спал на нижней полке, и я тоже стал подремывать, пока не почувствовал толчок в бок.
Мила разбудила меня, чтобы сообщить, старик начал засыпать за рулем. Ну приехали, мало того, что мы первую ночь не спали, теперь еще и за водителем следить. Периодически мы тормошили Эджема за плечо, предлагая ему остановиться и освежиться, но тот только качал головой и утверждал “но проблем”. Ему может и “но проблем”, а нам хотелось спать.
Кое-как уговорили остановиться после полуночи у чайной, где сидела целая толпа таких же фурщиков. Завидев старого знакомого в компании двух туристов (да еще и девушку), глаза у всех загорелись, как у шакалов, разве что слюни не побежали. Вся толпа подсела к нам поближе, причем старались говорить в основном с Милой. Думаю благодаря ее компании, нам перепало таки несколько кружек чая, хлеб с маслом и медом. Еле отодрал их от моей спутницы, когда возвращались в машину.
Оставшуюся сотку до Анкары пролетели на “ура”, старик взбодрился и в 3 часа ночи мы уже были в месте разгрузки. Нам предложили поспать на второй полке фуры остаток ночи. Было все равно, где принять горизонтальное положение, поэтому мы согласились.
к содержанию ↑Турецкими степями.
Сама Анкара нам была не интересна, тасканий по еще одному жаркому городу, наши ноги не перенесли б, поэтому мы хотели ехать дальше.
Старик утверждал, что нам в одну сторону и просил подождать разгрузки. Прождав пару часов и выпив с ним и его друзьями по чашечке чая на какой-то лесопилке, я понял,что ждать бессмысленно. Почему-то все фурщики уверены, что нам некуда торопиться. Возможно отчасти они и были правы, но впустую просиживать время, а потом полночи не спать – это тоже не вариант.
Все-таки над нами сжалились и посадили на другую фуру, которая уже разгрузилась и ехала в ту же сторону. А пока новый водитель собирался, нам успели устроить целый допрос (жестами конечно). Женаты ли мы? Сколько детей? Есть ли документы? Я понял одно, первое, что нужно сказать обязательно – это женаты, тогда жить будет легче.
Второй водитель был совершенно молчалив, и, кажется, даже недоволен сложившейся ситуацией. Однако, на конечной станции возле заправки таки купил нам по баночке “колы”. И пока мы расслабившись ее употребляли, молодой турок, услышав, что мы туристы и едем автостопом обсмеял нас с ног до головы, что мы сумасшедшие и нас никто не повезет.
Назло его словам вторая же машина, после взмаха руки подобрала нас. Правда, далеко не увез, всего пару десятков километров. За ним остановился старичок на легковушке, который тоже провез небольшое расстояние до какой-то деревни, угостив вкусным хлебом (“екмек”) в честь Рамазана.
к содержанию ↑Аллах испытывает терпение.
Здесь уже пришлось прилично простоять с поднятой рукой хотя бы потому, что трафик был очень скудным. Даже менты, завидев нас, остановились с удивленными улыбками на лицах, узнать, кто мы и нужна ли нам помощь. Я решил спросить, не подвезут ли они нас, те расхохотавшись покачали головой и укатили.
Таки очередная фура остановилась возле нас. За рулем сидел мужчина, судя по виду, довольно адекватный и не сонный, а то Мила уже заявила, что по ночам с фурщиками больше ездить не будет.
Ехал он сразу до Невшехира (Каппадокия), что нас очень обрадовало, жаль только снова не говорил по-английски. Где-то на середине пути, Танер (так звали нашего водителя) остановился в какой-то деревне и сказал, что сейчас 15 минут разгрузится и мы поедем дальше. Мы не возражали.
Только эти 15 минут превратились в кошмарные два часа, когда человек на “каре” заявил, что пока он не разместит груз с улицы на складе, он нас разгружать не будет. Я думаю, если бы не Рамазан, то Тамир задушил этого бедолагу на месте. Да, Коран учит мусульман (а заодно и нас), что во время Рамазана нужно всем помогать и быть терпеливым к ближнему.
Есть захотелось безумно, а ждать еще 3 часа, пока нас доставят до места не было ни сил ни смысла. Я достал мясные консервы, припасенные еще в Сербии, хлеб и печенье. Тамир с грустным видом покосился на мясо, но вовремя вспомнил о Рамазане и отодвинулся подальше. Мы отдали ему сербские постные печеньки (специально такие берем, чтобы на дольше хватало), которые после обычного хлеба казались медом. Я это понял после того, как водитель за один раз умял всю пачку. Ха-ха, вот так, кормим нуждающихся и голодных.
Оставшееся время провели за ноутом, пока наконец не повернулся ключ зажигания.
к содержанию ↑Первая ночь в палатке.
До Невшехира мы просто долетели, ведь кузов пустой. Хотя мне казалось, что Тамир переживает, что мы из-за него столько времени потратили. Жаль я не мог сказать ему об этом, успокоить.
В городе нам очень понравилось. Приятное место, аккуратные домики и улицы. По виду казалось, то ли он только выстроился, то ли хорошо реставрировался, тут же очень много туристов бывает.
Нравятся водопады?
Вода только странного цвета, зачем-то туда добавляют голубую краску, смотрится искусственно, не знаю уж как на взгляд создателя.
Магазины тоже порадовали, особенно овощно-фруктовый, видели когда–нибудь такой?
Лично я – нет. К сожалению, надо заметить, что Турция довольно дорогая страна, начиная от билетов на транспорт и заканчивая едой, поэтому в гастрономическом плане не разойдешься.
Ну ладно, идем на окраину искать место для ночлега.
Вот, кажется, хорошее место – небольшой лес из кустарника для пикников. Кстати даже сейчас здесь сидело две компании и, вроде, даже жарили шашлык. Это в Рамазан то? Ладно, не наше дело, идем чуть дальше, этот куст подойдет. Ставимся, а завтра отправляемся на исследование Каппадокии.
Комментарии через форму ВКонтакте:
Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (4) написали:
Ваши статьи всегда вызывают улыбку и даже смех! 🙂
Мы теперь тоже смеемся 🙂 Самые незабываемые приключения были именно в Турции))
Да, топливо в Турции дорогое, поэтому и цены на общественный транспорт немаленькие. Я в Каппадокию ездила сама на два дня, оставив своих спутников в отеле. Дорога шла из Сиде через горный перевал с серпантинами. Ух, как там небезопасно, скалы вплотную примыкают к узкой трассе и огромные каменные глыбы свисают над головой, я вроде не трусиха, но этот участок пути заставил поволноваться, все время вспоминала новостные репортажи о туристических автобусах свалившихся в пропасть. Правда, небезопасную дорогу компенсировали великолепные горные пейзажи очень похожие на наши крымские.
Пейзажи в Турции действительно головокружительные. Вообще мне понравилась Турция тем, что мы все время что-то новенькое смотрели. Не устается от «одинаковости» пейзажей или городов.