Здравствуйте, дорогие читатели. Как приехали в Киров, так и не можем никак успокоиться и посидеть на месте: то Москва, то слет автостопщиков, то поездка на север к Миле домой. Но, сейчас потихоньку, буду возвращаться в рабочий режим и продолжать наши путевые заметки.
Итак, в прошлый раз мы остановились в Худжанде, точнее мы по нему прогулялись и теперь отправляемся в сторону столицы Таджикистана – Душанбе. Я, конечно, слышал о том, что нам придется преодолеть один из высокогорных перевалов страны, однако, не предполагал, что эта поездка навсегда застрянет в моей памяти, как самая захватывающая.
Ранее упоминалось, что в Таджикистане наконец-таки обновили единственную дорогу, связывающую центр страны с Согдийской областью, сделав её же платной. Автотрасса лежит через два перевала высотой 3378 м (Анзоб) и 3372 м (Шахристан). Ранее дорога была длиной 450 км, занимая по времени около 9 часов в летний период, и до 3-х суток в зимний, так как нужно было проползти по самой вершине одного из перевалов. На данный момент благодаря построенным тоннелям эта задача упростилась и дорога значительно сократилась как по времени (7 часов), так и по километражу (380 км).
По пути всего 6 платежных терминалов, цена за проезд которых зависит от вида транспорта. Однако, чтобы прочувствовать вышесказанное “на своем кармане”, я забегу немного вперед и скажу, что водитель грузовика, в который нас посадили ГАИшники по таджикской доброте на первом выездном посту с Худжанда, за весь маршрут по платному автобану заплатил не менее 200$.
Так что, теперь мирные жители сей прекрасной страны довольствуются первыми дарами цивилизации за свои же деньги, не имея при этом выбора. А стоит ли эта дорога “несметных богатств”, предстоит решить вам самостоятельно, друзья, после моего рассказа.
Первое, что я заметил, сидя с двумя таджиками (Нуй и Миша) в кабине транспортного средства, который от перегруза неторопливо потряхивало на скорости в 70 км\ч, — что грузовик китайский. Причем все “тяжеловесы”, попадающиеся на пути были тоже китайскими. Водитель пояснил это тем, что только этот “зверь” способен пережить все перипетии предстоящего пути. К тому же таджики просто не могут выполнять допустимые нормы веса, так как государство слишком жадное до денег, а простым смертным хочется кушать. Поэтому картины типа этой частенько появляются на серпантине.
Дорога стала все чаще и чаще петлять, уходя куда-то вверх. За окном замелькали первые горы, которые поначалу казавшись привычными, постепенно “набирали” головокружительную высоту. Мне довелось побывать на Алтае, полюбоваться на Кайлас, проехаться по насыщенно зеленой военно-грузинской дороге, но нигде еще я не видел столь головокружительное величие каменных “великанов”, как здесь на перевале Худжанд-Душанбе.
Казалось, выступающие практически без растительности, коричнево-черные, острые пики – это клыки чьей-то огромной бездонной пасти, которые своей мощью могут легко “раздавить” нас как букашек, и никто этого даже не заметит.
Дорога становилась уже, а мы забирались все выше. После преодоления первого тоннеля справа в паре десятков сантиметров от колес виделся обрыв в неизвестность, когда мы пытались впритирку пройти встречный транспорт слева. Судя по выражениям лиц Нуя и Миши, их уже давно не пугала “ужасная красота” происходящего. Я тоже не отношу себя к пугливым или тем, кто страдает фобиями, однако в тот момент я понял значение выражения “ходить по острию ножа”.
Ребята спокойно ехали на одной скорости, слушая таджикский “блатнячок”, часто курили, открывая двери и что-то сплевывали. Их даже не волновали периодически встречающиеся раскуроченные кабины на обочинах (если можно край пропасти так назвать) или целые грузовики, съехавшие с дороги, так и застрявшие навечно со всем скарбом между небом и землей. Неужели к картинам смерти можно привыкнуть?
Пока я размышлял на эту тему, снаружи заметно стемнело и меня начало клонить в сон. Мне повезло отключиться на том моменте, когда мы подъехали к нему… Анзобскому тоннелю… В тот раз я пропустил все самое “веселое”, однако это видела Мила, и по возвращению я дал себе слово, что обязательно должен увидеть этот тоннель.
Тоннель длинной в 5 км является самым длинным во всем СНГ, однако проезд по нему занимает не менее 40 минут. Только вдумайтесь в это! А все потому, что сам по себе тоннель можно запросто ставить на съемки в фильмах ужасов. Представьте себе полностью черный без света проход, в котором напрочь разбито дорожное полотно, а все ямы заполнены грязной водой, сбегающей со стен. Продвигаясь со скоростью 10 км\ч, фары грузовика не пробивают плотный грязевой туман дальше, чем на несколько метров, отчего не всегда заранее видно встречный транспорт, а порой и поставленные прямо на проездной части машины, откачивающие воду. Вы думаете, что тоннель старый? Хах, как бы не так!
В 2006 году Анзобский тоннель с фанфарами открывали президенты двух государств – Таджикистана и Ирана. Дело в том, что все тоннели обычно отдавали строить китайцам, а в случае с Анзобским перевалом таджикское правительство “купилось на халяву”. Как рассказывают местные жители, иранцы сделали выгодное предложение таджикам. В этом месте была необходимая им руда, и чтобы получить добро на добычу ресурсов, власти Ирана предложили совершенно бесплатно выстроить таджикам тоннель. И когда было получено добро, иранцы принялись за дело.
Руду-то они оттуда вытащили, а вот с качественной работой по бурению тоннеля не заморачивались. В отличие от китайцев, которые сначала бурят несколько метров, а потом сразу заливают проем изнутри для лучшего укрепления, иранцы попросту проделали дыру в скале, а потом уже начали ее “причесывать”. Да только не учли тот факт, что на вершине горы есть озеро, и когда проводились взрывные работы, неукрепленные горные стены стали давать трещины, которые в последствии дошли до вышеназванного озера. Тоннель к тому времени сдали, отпраздновали сей факт, а когда по стенам стала бежать вода, тут таджики и взвыли. С иранцами уже и судиться пытались и штрафы на них накладывать, однако судя по текущему состоянию тоннеля “воз и ныне там”.
Кажется, что время попросту останавливается в этом тоннеле и вот-вот какая-нибудь из стен завалит проход. Но, вот в окно потянуло свежим горным воздухом, значит выезд из ада близится.
Я проспал почти до самого Душанбе. Если в грузовик мы сели где-то в 15 часов, то вылезли из него, когда на часах уже было 22. Естественно сразу возник вопрос ночлега, причем водителя он волновал даже больше, чем нас. В результате, после ответа “мы спим в палатке”, гостеприимный таджик пригласил нас к себе домой. Обалдеть, нашлась вписка прямо в столице, сложно не порадоваться этому факту.
В доме Нуя мы оказались ближе к ночи. На встречу любимому мужу и его гостям вышла молодая девушка — жена. Нас провели в маленькую комнатку с телевизором и шкафами с матрасами. На ужин принесли жареную курицу, которую Мила впервые за долгий промежуток немного поела. А вот мне почему-то ничего не лезло, может укачало в дороге. В этой же комнате нам постелили матрасы для сна. Так что отдыхаем, друзья, а завтра выходим на улицы столицы Душанбе.
Комментарии через форму ВКонтакте:
Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (19) написали:
Да уж, так и хочется сказать «С возвращением оттуда!» ))) Это уже не развлечение, а экстрим сплошной. Я горы любою, больше чем море и перевалы с тоннелями для меня милые сердцу пейзажи, но вот с такими обрывами на китайском грузовичке точно не поехала бы.)))
На китайских грузовиках там ездят как раз потому, что на серпантине они как раз таки более надежны, чем старый местный транспорт, тяга хорошая. Однако, согласен, мне самому было не уютно на этом перевале. Красоты гор — да, но дорога… 🙂
Я из г. Душанбе. Я прочитала ваш отзыв о поездке. Вот и вчера вернулась из г. Худжанда, мне очень нравится ездить через перевал, так со мной была девушка из Новороссийска, которая родилась и во время войны уехали. У неё такие впечатление, то имопции от неё слышишь. Ей понравилось. Надо ездить на легковой машине и с хорошим водителем. Приехали мы за 5 часов. Это восхитительно. Мы попали в зиму, в весну и летом одновременно за 5 часов. Красота не опесуема.
Тоннели таки достроили и привели в рабочее состояние, подключили освещение, и теперь дорога занимает часов 5. Неописуемо красивые места. При случае повторю поезлку
О! Здорово! Да, там безумно красиво, я бы тоже с удовольствием повторила поездку через этот перевал. А вы, Марина, где еще побывать успели в Таджикистане? Какие места запомнились?
я сам из Таджикистана и часто по этой дорогу еду . автор немного переувеличивал. а
Азиз, вы все равно смотрите на многие места с точки зрения местного жителя, вы привыкли к окружающей природе, к окружающему складу жизни. А для нас все было в новинку, поэтому отложилось неизгладимое впечатление. И, конечно, многое почерпывается из уст водителей и попутчиков, которые тоже ездят по той же самой дороге не раз. У всех свое восприятие. Я уверена, если вы побываете в новых для себя местах, у вас тоже будет много впечатлений.
К тому же, вот выше одна из читательниц поделилась информацией, что дорога стала куда лучше.
Я понимаю автора поста. Здесь все верно. но почти. Я сам проживаю в Согдийской области и часто езжу на Юг по этим догорам. По поводу оплаты на дорогу. Есть 6 терминалов в течении 5часов езды по трассе длиной почти 400км. Плата там максимум 550рублей. В долларах это будет примерно восемь с чем то долларов. По поводу грузивиков верно. Они платят не много большие деньги и никакая из них не доходит и до 100 или 110$. По дороге вас ожидают страшно красивые перевалы но полностью безопасные. Камнепады случаются но пака статистика показывает очень очень малую долю опасности. И то маленькие камни задетые кузов машин. По поводу тоннелей. Есть 22 тоннелей. Больших и маленьких. 2 из них не много больше 5 км. Первый тоннель Шахристон. С ним все отлично. Вторая действительно подходит к описанию автора. Но сейчас его поченили и все ямы и воды ушли. К примеру Я могу привести для сравнения пригородные дороги Санкт Петербурга, северной столицы. В перевале намного лучше поверьте. Я учился и жил в Питере и в Москве. Любой кто пожелает пройти эту дорогу. Я обещаю большую красоту гор, озер и страшную красоту камней. И поверьте мне Вам не стоит опасаться о своей жизни и здоровье. Любой кто приедет узнает обратное. Я хочу сказать, что либо автор просто не умеет путешествовать либо он просто боится экстрима и высоту гор.
Наим, спасибо огромное за уточнения!
Не знаю, возможно пост написан как-то не в том ключе, но я могу вас заверить, что автор совершенно не боится приключений, иначе бы не стал таким образом путешествовать. Насчет красоты гор это совершенно однозначно ДА! Те, горы, которые можно увидеть на этом перевали одно из немногих, что заседает в памяти на долгие годы.
Просто вы выросли среди этого, а мы в большинстве случаев люди равнины, поэтому когда едешь на грузовике, а под одним из колес обрыв или раскуроченные фуры где то внизу, становится чуточку не по себе)))
Еще раз благодарю за дополнительную информацию и личное мнение, для нас это важно.
Добрый день. Подскажите, автобусы ЛИАЗЫ из России пройдут по этому перевалу? Сколько будет стоить проезд? Длина автобуса 13м.
Это лучше узнавать конечно у местных. Говорят там дорогу сейчас еще улучшили. По сути если ходят грузовики, то и автобус пройдет. Вопрос в другом, а вытянет ли такой автобус перевалы? Поинтересуйтесь лучше на соответствующих форумах и у водителей. Мы ж всего лишь путешественники. По оплате тоже ничего вам не могу сказать.
Спасибо за понимание Мила. Но почему Вы решили сесть именно в не знакомый грузивик? Да еще самый опасный транспорт в этом направлении? По поводу грузоподемностей больших машин автор совершенно прав. Поэтому Вам не стоило сесть в переполненную фуру. Надеюсь Вы в следующий раз сядете в легковую машину с хорошим гидом. По дороге можно зайти в очень хорошие места. Например озеро Искандаркул. Или просто остановиться на самой вершине перевала и полюбоваться самыми большими ледниками.
Потому что мы таким образом путешествовали, а именно автостопом. В данном направлении легковушек не слишком много. А те, которые едут почти всегда переполненные, поэтому подбирают в основном грузовые машины.
Конечно, с гидом было бы более комфортно, но это уже другой вид путешествий 🙂
Спасибо, если будем в тех местах еще раз, обязательно заглянем в указанные вами природные достопримечательности.
Да действительно пользоваться автостопом в незнакомых местах хорошо для путешественников. Я имел в виду, что ехать по тем дорогам в грузовиках действительно Я считаю опасным. Я понимаю, что путешествие должно оставить много воспоминаний, но Я бы так не рисковал 🙂
Всем привет! Проехал по этой дороге в декабре 2013 г. В Худжанте погрузились на месте парковки джипов для проезда перевалов. Большинство были OPEL, почему-то. Проехали 310 км. плата за проезд была около 25$ с каждого. Дорожный сбор около 11$. Ехали до Душанбе 5 с чем-то часов. Погода была хорошая. Виды — сумасшедшие по красоте. Видели несколько авто, упавших вниз. Дорогу строили китайцы, даже надпись над туннелем на китайском. Потрясающая природа! поднимались выше 3000 метров.Потом спускались вниз и опять вверх. Незабываемая поездка!
Приветствую, Павел. Спасибо, что написали о суммах денег, которые берут за проезд на дороге. Для примерного ориентира читателям будет.
А по поводу дороги не могу не согласиться, там действительно потрясающие виды!
В середине августа 2018 года, я планирую поехать в Таджикистан, автомашина фольксваген джетта. Если есть желающие пишите мне на почту. Трогаюсь из Тульской области, г. Алексин. Дорога через трассу М5, потом Казахстан, затем Узбекситан, через Согдийскую область, перевал Шахристан и перевал Анзоб. Далее путешествие продолжиться по Хатлонской области, перевал Шар шар, и перевал Чормагзак. Живописные места в Варзобе, Нуреке.
Привет! Перед Новым 2014 годом я был Таджикистане и проехал по этой (единственной) дороге с Худжанта в Душанбе. Дорога построена Китаем, проезд, кажется, стоил 11$ для нашего джипа. Обычные легковушки там не ходят. Интересно, что основная марка авто в Таджикистане — Опель. Прекрасные добрые люди, страна очень понравилась.
Спасибо за информацию!