Здравствуйте, дорогие читатели. Как приехали в Киров, так и не можем никак успокоиться и посидеть на месте: то Москва, то слет автостопщиков, то поездка на север к Миле домой. Но, сейчас потихоньку, буду возвращаться в рабочий режим и продолжать наши путевые заметки.

Итак, в прошлый раз мы остановились в Худжанде, точнее мы по нему прогулялись и теперь отправляемся в сторону столицы Таджикистана – Душанбе. Я, конечно, слышал о том, что нам придется преодолеть один из высокогорных перевалов страны, однако, не предполагал, что эта поездка навсегда застрянет в моей памяти, как самая захватывающая.


Таджикистан. Перевал Худжанд - Душанбе. Каньон.

Ранее упоминалось, что в Таджикистане наконец-таки обновили единственную дорогу, связывающую центр страны с Согдийской областью, сделав её же платной. Автотрасса лежит через два перевала высотой 3378 м (Анзоб) и 3372 м (Шахристан). Ранее дорога была длиной 450 км, занимая по времени около 9 часов в летний период, и до 3-х суток в зимний, так как нужно было проползти по самой вершине одного из перевалов. На данный момент благодаря построенным тоннелям эта задача упростилась и дорога значительно сократилась как по времени (7 часов), так и по километражу (380 км).

Таджикистан. Перевал Худжанд - Душанбе. Дорога.

По пути всего 6 платежных терминалов, цена за проезд которых зависит от вида транспорта. Однако, чтобы прочувствовать вышесказанное “на своем кармане”, я забегу немного вперед и скажу, что водитель грузовика, в который нас посадили ГАИшники по таджикской доброте на первом выездном посту с Худжанда, за весь маршрут по платному автобану заплатил не менее 200$.

Так что, теперь мирные жители сей прекрасной страны довольствуются первыми дарами цивилизации за свои же деньги, не имея при этом выбора. А стоит ли эта дорога “несметных богатств”, предстоит решить вам самостоятельно, друзья, после моего рассказа.

Первое, что я заметил, сидя с двумя таджиками (Нуй и Миша) в кабине транспортного средства, который от перегруза неторопливо потряхивало на скорости в 70 км\ч, — что грузовик китайский. Причем все “тяжеловесы”, попадающиеся на пути были тоже китайскими. Водитель пояснил это тем, что только этот “зверь” способен пережить все перипетии предстоящего пути. К тому же таджики просто не могут выполнять допустимые нормы веса, так как государство слишком жадное до денег, а простым смертным хочется кушать. Поэтому картины типа этой частенько появляются на серпантине.

Таджикистан. Перевал Худжанд - Душанбе. Грузовик.

Дорога стала все чаще и чаще петлять, уходя куда-то вверх. За окном замелькали первые горы, которые поначалу казавшись привычными, постепенно “набирали” головокружительную высоту. Мне довелось побывать на Алтае, полюбоваться на Кайлас, проехаться по насыщенно зеленой военно-грузинской дороге, но нигде еще я не видел столь головокружительное величие каменных “великанов”, как здесь на перевале Худжанд-Душанбе.

Казалось, выступающие практически без растительности, коричнево-черные, острые пики – это клыки чьей-то огромной бездонной пасти, которые своей мощью могут легко “раздавить” нас как букашек, и никто этого даже не заметит.

Таджикистан. Перевал Худжанд - Душанбе. Горы.

Дорога становилась уже, а мы забирались все выше. После преодоления первого тоннеля справа в паре десятков сантиметров от колес виделся обрыв в неизвестность, когда мы пытались впритирку пройти встречный транспорт слева. Судя по выражениям лиц Нуя и Миши, их уже давно не пугала “ужасная красота” происходящего. Я тоже не отношу себя к пугливым или тем, кто страдает фобиями, однако в тот момент я понял значение выражения “ходить по острию ножа”.

Ребята спокойно ехали на одной скорости, слушая таджикский “блатнячок”, часто курили, открывая двери и что-то сплевывали. Их даже не волновали периодически встречающиеся раскуроченные кабины на обочинах (если можно край пропасти так назвать) или целые грузовики, съехавшие с дороги, так и застрявшие навечно со всем скарбом между небом и землей. Неужели к картинам смерти можно привыкнуть?

Пока я размышлял на эту тему, снаружи заметно стемнело и меня начало клонить в сон. Мне повезло отключиться на том моменте, когда мы подъехали к нему… Анзобскому тоннелю… В тот раз я пропустил все самое “веселое”, однако это видела Мила, и по возвращению я дал себе слово, что обязательно должен увидеть этот тоннель.

Тоннель длинной в 5 км является самым длинным во всем СНГ, однако проезд по нему занимает не менее 40 минут. Только вдумайтесь в это! А все потому, что сам по себе тоннель можно запросто ставить на съемки в фильмах ужасов. Представьте себе полностью черный без света проход, в котором напрочь разбито дорожное полотно, а все ямы заполнены грязной водой, сбегающей со стен. Продвигаясь со скоростью 10 км\ч, фары грузовика не пробивают плотный грязевой туман дальше, чем на несколько метров, отчего не всегда заранее видно встречный транспорт, а порой и поставленные прямо на проездной части машины, откачивающие воду. Вы думаете, что тоннель старый? Хах, как бы не так!

В 2006 году Анзобский тоннель с фанфарами открывали президенты двух государств – Таджикистана и Ирана. Дело в том, что все тоннели обычно отдавали строить китайцам, а в случае с Анзобским перевалом таджикское правительство “купилось на халяву”. Как рассказывают местные жители, иранцы сделали выгодное предложение таджикам. В этом месте была необходимая им руда, и чтобы получить добро на добычу ресурсов, власти Ирана предложили совершенно бесплатно выстроить таджикам тоннель. И когда было получено добро, иранцы принялись за дело.

Таджикистан. Перевал Худжанд - Душанбе.

Руду-то они оттуда вытащили, а вот с качественной работой по бурению тоннеля не заморачивались. В отличие от китайцев, которые сначала бурят несколько метров, а потом сразу заливают проем изнутри для лучшего укрепления, иранцы попросту проделали дыру в скале, а потом уже начали ее “причесывать”. Да только не учли тот факт, что на вершине горы есть озеро, и когда проводились взрывные работы, неукрепленные горные стены стали давать трещины, которые в последствии дошли до вышеназванного озера. Тоннель к тому времени сдали, отпраздновали сей факт, а когда по стенам стала бежать вода, тут таджики и взвыли. С иранцами уже и судиться пытались и штрафы на них накладывать, однако судя по текущему состоянию тоннеля “воз и ныне там”.

Таджикистан. Перевал Худжанд - Душанбе. Ослик.

Кажется, что время попросту останавливается в этом тоннеле и вот-вот какая-нибудь из стен завалит проход. Но, вот в окно потянуло свежим горным воздухом, значит выезд из ада близится.

Я проспал почти до самого Душанбе. Если в грузовик мы сели где-то в 15 часов, то вылезли из него, когда на часах уже было 22. Естественно сразу возник вопрос ночлега, причем водителя он волновал даже больше, чем нас. В результате, после ответа “мы спим в палатке”, гостеприимный таджик пригласил нас к себе домой. Обалдеть, нашлась вписка прямо в столице, сложно не порадоваться этому факту.

Таджикистан. Перевал Худжанд - Душанбе. Село.

В доме Нуя мы оказались ближе к ночи. На встречу любимому мужу и его гостям вышла молодая девушка — жена. Нас провели в маленькую комнатку с телевизором и шкафами с матрасами. На ужин принесли жареную курицу, которую Мила впервые за долгий промежуток немного поела. А вот мне почему-то ничего не лезло, может укачало в дороге. В этой же комнате нам постелили матрасы для сна. Так что отдыхаем, друзья, а завтра выходим на улицы столицы Душанбе.