Содержание статьи:

Блог самостоятельных путешествий и его авторы приветствуют вас, друзья! На данный момент наш рейс в Турцию задерживают аж на полтора часа, поэтому у меня есть время продолжить повествование о наших приключениях по Балканам.


Не расстраивайтесь насчет того, что мы слишком мало побыли в Сербии, туда мы еще вернемся (я упоминал об этом, когда расписывал пограничный “хак” в Сербию из Румынии для русских). А на повестке дня у нас Македония.

Переход границы Сербия – Македония.

Когда Милош – наш новый сербский друг высадил нас на автостраде, то буквально через полчаса остановилась машина, вы не поверите с кем, с турками! Открылось окно и со мной, что совершенно было непривычно, сразу заговорили на английском. Я и подумать не мог, что передо мной два молодых парня и не сербы, разобрались только по дороге.

Ребята ехали по работе как раз в Македонию, у них из столицы был самолет. Вот это удача! Услышав о том, что нам по пути, они нисколько не были против, если мы с ними пройдем границу.

На самом пограничном пункте не было ничего особенного, нас легко пропустили, стандартно поставив штамп. Единственное, что меня напрягало – это необходимость регистрации после 3 дней пребывания в Македонии. Мои расспросы на этот счет пограничника тоже ни к чему не привели. На самом деле я четко не знал, нужна ли она, но проблем на выходе из страны тоже иметь не хотелось, поэтому предположительно на Македонию мы выделили пару дней на основные пункты – это столица Скопье и Охрид.

к содержанию ↑

Скопье – столица Македонии.

О Македонии любопытную вещь мне рассказывал еще Милош. Оказывается в Греции ее вообще не признают, как страну, так как Александр Македонский это выходец греческих земель. Поэтому греки не пускают к себе с македонским паспортом, только если паспорт старый, где в качестве страны еще указана Югославия. Даже просто “македонцами” греки отказываются их называть, и зовут просто “те, кто из Скопье”, забавно :).

Македония. Ворота в Скопье, где нас высадили.

Итак, направляемся прямиков в центр столицы Скопье!

Македония. Скопье - скульптура быка

Тут все как обычно, пешеходная улица и очень много скульптур с парками и аллеями, но в самом центре стоит впечатляющая фигура-скульптура Александра Македонского на коне, под которым выстроили шикарный фонтан.

Македония. Памятник-фонтан Александру Македонскому.

Очень зрелищный монумент, можно без перерыва смотреть на “танец” фонтана не меньше получаса и каждый раз видеть что-то новое.

Македония. Памятник-фонтан Александру Македонскому.

Мне понравилось.

Македония. Памятник-фонтан Александру Македонскому.

Кроме того в округе идет очень много строительных работ, похоже власти столицы серьезно нацелены на привлечение туристов в город и совершенно не жалеют на это денег.

Македония. По улицам Скопье.

Единственное неудобство – это когда в воскресенье абсолютно ничего не работает. Особенно, если учесть, что на момент нашего прибытия в страну как раз было воскресенье. Закрыты магазины, некоторые кафе, банки и соответственно обменники. Последнее особенно досадно, так как местных денег у нас не было, а платить в евро довольно накладно, несмотря на очень низкие македонские цены.

Македония. По улицам Скопье - скульптуры.

Прогулявшись по узким улочкам города, где в другие дни обычно толпами водят туристов, мне повезло наткнуться на лавочку, торгующую золотом и серебром.

Македония. По туристической улице Скопье

Мужичок-торговец рассказал, что в старой мусульманской части всё работает и можно обменять деньги, успокаивая тем, что он не обманщик, так как в его семье бизнесменов принято держать слово и быть честным “торгашом”.

Валюта Македонии динар (MKD), монетки называются “дени”. 10динар=6,4руб. Но, как я уже говорил, принимают и евро.

После обмена мы с Милой думали заглянуть в местную крепость, но похоже и туда не пускали посетителей в выходной день для всей страны.

Македония. Закрытая крепость в Скопье

Жесть какая-то, если честно. Мы пытались пройти с наглым лицом, тем более что калитка была открыта, но бдительный охранник все-таки нас увидел.

Македония. Закрытая крепость в Скопье. Крест

Ладно, тогда идем в кафе, а то после длительного переезда разыгрывается аппетит.

к содержанию ↑

Цены и транспорт.

Цены действительно радовали: пицца – 300 гр. обошлась нам в 150 динар, а фасоль в чугунном горшочке 80, плюс местная лепешка вместо хлеба – 10 динар. У кого хорошо с математикой, считайте сами :).

Кроме того, если пройти по улице, то на быстрый перекус до отвала вы легко можете потратить меньше 100 динар.

После сытного обеда по закону архимеда… кто-то может и отдыхает, а мы едем дальше. И едем мы к каньону Матка. Что там интересного вы узнаете чуть ниже, а пока я расскажу, как туда добраться.

Македония. Мост в Скопье.

Если учитывать, что мы находимся в столице, то автостопить тут можно, но сложно, а если учитывать скромные македонские цены, то мы вообще решили не париться и поехать до каньона автобусом № 12. Этот номер мы разузнали еще у официанта в кафе.

Сидя на остановке и жарясь неторопливо на жгучем солнышке, к нам подошли два иностранца – немец и араб. Дикое сочетание для дружбы, вам не кажется :)? Немец на удивление знал несколько слов даже на русском, немного поболтали и разошлись.

Кстати еще одно наблюдение: все указатели и даже многие вывески пишут на македонском кириллицей, латиницей и по-немецки. Я так и не понял, почему “дойч”, то ли для привлечения их как туристов в страну, то ли еще для чего, не понятно.

Ага, а вот и наш автобус. Проезд обошелся в 35 динар на человека. Ехали неторопливо, рассматривая город, пока не сломались где-то посредине пути. Всех пассажиров высадили и заставили ждать минут 20, пока не дадут новый автобус. Самые нетерпеливые ушли уже минут через пять после высадки, мы остались, нам же некуда торопиться ;).

к содержанию ↑

Каньон-озеро Матка.

Ближе к вечеру, изнывая от жары, мы таки добрались до каньона-озера Матка.

Радовало одно, у воды было прохладнее, правда от тяжести рюкзаков это не спасало. Каньон на самом деле очень популярное место не только у туристов, но и у местных. Продравшись сквозь толпы людей и припаркованных машин на большом автобусе по узкой дороге, мы с Милой отправились на осмотр места.

Македония. Каньон Матка - озеро.

Прямо на входе встречает немаленького размера дамба, которую запрещено конечно же фотографировать :). Именно по ее вине и образовалось это замечательное место в 1938 году, когда поток воды перекрыли чисто для использования ГЭС, пока не образовалось известное озеро Матка.

Македония. Каньон Матка - дамба.

Нам там очень понравилось, довольно живописное место с голубой водой, бурлящей по камням в самом низу каньона. А дорожка, которая идет вдоль отвесной стены скалы тянется на многие километры. Я не совсем понял, насколько именно, потому что в путеводителе написано около 20 км, на указателях около 10, а местный на тот же вопрос ответил 100 км. Знал наверняка только одно, где-то там стоял монастырь святого Андрея

Македония. Каньон Матка - дорога вдоль каньона.

Логично предположить, что до конца ее мы не дошли, просто прогулялись или я бы сказал “проскреблись” сквозь толпы людей. В целом пейзаж не меняется – противоположный берег, лодки, люди и вода. Где то после пройденных 500 метров встречается мини туристический плац с рестораном и арендуемыми комнатами, кривой указатель говорит о том, что тут недалеко еще и кемпинг есть (наверняка не бесплатный).

Македония. Каньон Матка - лодки

Какие же развлечения ждут посетителей каньона Матки? Собственно сам рафтинг, исследование подводных пещер, рыбная ловля, хождение по скалам, и просто природа, правда насчет тишины не уверен (возможно для кого-то это будет минусом).

Македония. Каньон Матка.

На нейтральной территории воткнуть палатку не имелось никакой возможности из-за скалистой местности, поэтому о ночевке в каньоне не было и речи, пришлось возвращаться обратно на автостраду в надежде отыскать местечко поспокойнее.

к содержанию ↑

Украинцы в Македонии.

Пока мы с Милой снова плыли по людскому потоку к выходу на дорогу, одна из выруливающих машин неожиданно остановилась рядом с нами. Мужчина высунулся из окна и явно спрашивал о том, куда нам надо. Мы сказали “автопуть”, он кивнул и мы залезли в потрепанного вида машину, где нас встретил сам водитель, его жена и дочка.

Македонский очень похож на сербский, поэтому общих проблем с пониманием не возникло, но вот когда зашел вопрос о том, где мы собираемся спать, македонец и его жена абсолютно не поняли тот факт, что нас надо высадить где-нибудь на автостраде, чтобы мы нашли нужное место сами.

В результате водитель позвонил какой-то своей знакомой, которая на деле оказалась украинкой, хорошо говорящей на русском. После всех разборов полетов, она предложила переночевать у нее на одну ночь, так как македонцы жутко боялись неких “шипта”. Кто это такие, возможно, плохо представляют даже сами македонцы. Известно только, что это плохие албанцы, которых не любят сами же албанцы. Звучит бредово, но их в реале все боятся. Поэтому когда мужик услышал, что мы собираемся спать на улице, он весь испереживался за нас.

Мы не были против домашнего гостеприимства, вот только хозяйка держалась от нас в стороне и на все попытки пообщаться, явно избегала нашего общества. Хоть и была очень гостеприимна: ужин, душ, отдельная комната. А вот ее племянница, гостившая у нее скорее наоборот, горела желанием с нами пообщаться.

Ну что ж, я понимаю, два русских оборванца “напросились” в гости, такое не каждый день случается. Так что мы остались довольны.

Как вы понимаете, узнать о том, что украинка делает в Македонии нам особо не удалось из-за малого общения с хозяйкой. Я понял только, что у нее муж македонец, который почему-то на данный момент находился на Украине.

Поэтому мы спокойно пошли спать, завтра нас ждет прекрасный Охрид, может у его озера получится побыть подольше.