Содержание статьи:

Я понимаю, что Куршская коса в Калининградской области – это самый популярный и один из малочисленных памятников природы. Возможно, наше путешествие туда само по себе не уникально, однако изюминкой поездки будет то, что добираться до Куршской косы мы будем самостоятельно, автостопом. А также пройдемся по четырем из шести маршрутов.


Как добраться до Куршской косы из Калининграда.

От Калининграда до Зеленоградска.

Сначала нужно было добраться до Зеленоградска, откуда до косы ходят рейсовые автобусы.

На автобусе.

От автовокзала Калининграда до Зеленоградска ходят автобусы под номерами:

  • через Орловку №114 – интервал 2 часа.
  • через Сосновку № 140 – интервал 30 мин.,
  • через Петрово по старой дороге №141 – интервал 30 мин.

Последний автобус самый ранний (6:00) и самый поздний (22:20) из всех.

  • Время в пути- час с небольшим.
  • Стоимость проезда – 68 руб.

На электричке.

Также по Калининградской области довольно удобно перемещаться электричками, да и стоимость билета на них ниже. Вот только интервал движения в значительной степени больше, чем на автобусах. В Калининграде два вокзала:

  • Южный Калининград – Зеленоградск – 53 руб.
  • Северный Калининград – Зеленоградск – 46 руб.

Актуальность расписания автобусов и электричек можно проверить здесь.

Из Зеленоградска до Куршской косы.

От автовокзала Зеленоградска ходит несколько маршруток с довольно редким интервалом. Стоимость поездки будет зависеть от того, как далеко мы хотим уехать. К примеру, до «высоты Эфа» проезд стоит 85 руб., а до «Танцующих деревьев» – 74 руб. с человека.

Расписание маршруток привожу ниже (по клику открывается в большом размере).

Расписание автобусов Зеленоградск - Куршская коса.

Скажу сразу, что на Куршской косе несколько туристических троп, если быть точной, то 5 основных. Но в связи с тем, что между маршрутами довольно большие расстояния в несколько километров и слишком большой интервал движения рейсовых автобусов, то перемещаться между ними удобнее либо с экскурсией, либо на личном транспорте, который можно недорого арендовать в Калининграде.

к содержанию ↑

Автостопом до Куршской косы.

Лично мы ездили автостопом. Давайте остановимся на этом подробнее. Специально для этой поездки мы выбрали наилучший день по прогнозу погоды. Уже в 8 утра мы стояли на остановке, ожидая троллейбус №2, который едет за пределы объездной Калининграда.

До Зеленоградска есть две дороги (даже 3) – старая и новая. Последняя — что-то вроде «хай вэй»). Но, до того, как мы на ней оказались, я этого не знала. Если смотреть по карте, то конечная остановка нашего троллейбуса как раз находится на старой трассе. Я рассудила, что по новой ходит больше транспорта, а значит уехать оттуда до Зеленоградска будет проще. Поэтому, мы вышли на остановке «Пятый форт» и, пройдя развязку, встали на объездной.

Минут через 15 возле нас притормозил молодой человек, который быстро домчал до «новой» трассы на Зеленоградск. Он специально вывез нас с развязки так, что даже место выбирать не пришлось.

Следующим водителем оказалась молодая женщина, ехавшая только до аэропорта, благодаря ей я узнала некоторые нюансы оплаты билета на КПП при въезде на Куршскую косу. Об этом я еще напишу ниже.

И вот здесь я поняла, что ехать дальше нам придется по «хай вэю». Не то, чтобы меня это напрягало, по Китаю, к примеру, мы с Андреем только там и передвигались, периодически прячась в кустах от ментов. Просто я давно уже не ездила автостопом, неизвестно как в Каининградской области водители относятся к автостопщикам на «большой» дороге.

Калининград. Автостопом до Зеленоградска.

Все мои опасения были напрасны, нас легко подбирали на любых участках пути. Один мужчина встал чуть ли не посреди дороги, долго разгребая небольшой фургончик, освобождая для нас место, чтобы подвезти всего 7 км.

Последний водитель высадил нас в 300 метрах от автовокзала Зеленоградска, куда мы и поспешили. Повезло, нужная нам маршрутка стояла на остановке.

Так почему же мы решили от Зеленоградска поехать на рейсовом автобусе? Как нам пояснила женщина, ехавшая до аэропорта, въезд на Куршскую косу для туристов платный. 150 руб. с человека (кроме детей до 12 лет и инвалидов) взимается независимо от способа передвижения, будь то пешком или на другом виде транспорта. За личный автомобиль к тому же берется плата в размере 300 руб., включая оплату за водителя.

Поэтому, чтобы не напрягать водителей мы решили поехать на автобусе. Есть еще такое мнение, что те, кто проезжает на автобусе, могут прогуляться по косе бесплатно. Вот и решили рискнуть.

к содержанию ↑

Куршская коса. Маршрут «Высота Эфа».

В автобусе сидело несколько туристов, это было видно по внешнему облику и по вечным вопросам, которые они задавали водителю и местным. Отлично, будем ориентироваться по ним. Женщины ехали до маршрута «высота Эфа». А я, признаться, еще не думала, как нам лучше передвигаться. Меня этот вопрос стал волновать сильнее, когда я узнала расписание автобусов и увидела узкую дорогу Куршской косы, по одной полосе в обе стороны.

Я решила, что если совсем будет плохо с транспортом, то лучше мы посмотрим сначала самое интересное, а дальше как получится. Поэтому купили билет до маршрута «Танцующий лес». Но, водитель забыл про нашу просьбу предупредить об остановке, в итоге, мы оказались вместе со всеми на «высоте Эфа». Зато доплачивать за проезд не пришлось.

Выйдя из маршрутки, только я думала перейти дорогу, чтобы отправиться к информационным стендам, как слышу приветствие справа. Повернув голову, метрах в 10 от нас обнаружилось двое мужчин в форме. Скорее всего охрана национального парка. Тот, что стоял ближе ко мне, сделал жест, чтобы мы подошли ближе.

Я приблизилась и тут же услышала краткое:

— Откуда?
— Из Кирова, — не задумываясь ответила я.
— 150 руб. за въезд на территорию парка.
— Но… — замешкалась я, — А почему вы тогда с них ничего не попросили? – я указала на удалявшиеся спины женщин, приехавших с нами.
— Они местные, — невозмутимо ответил тот.

Я не стала спорить и нехотя отдала 300 руб. за двоих. Что за несправедливость?!

Немного расстроившись, мы поплелась в ту сторону, куда планировали изначально.

Для тех, кто собирается посетить Куршскую косу, я очень-очень советую скачать (для Android  и Apple) персональный официальный путеводитель от разработчиков национального парка Куршская коса. Если будет включен GPS, то в определенных точках путеводитель сам будет включаться и рассказывать об истории косы и не только.

Так что я не буду сильно углубляться в рассказы, просто покажу, на каких маршрутах и что можно посмотреть.

Очень короткая тропа вывела нас прямо на берег к морю.

Калининград. Куршская коса. Высота Эфа - тропа.

Можно постоять и полюбоваться волнами с высоты, а можно спуститься на песочек.

Калининград. Куршская коса. Высота Эфа - вид на море.

Однако, гулять по пескам в путеводителе не рекомендуют.

Калининград. Куршская коса. Высота Эфа - море.

Я было думала, что это все, когда на обратном пути через дорогу увидела вывеску «Высота Эфа» и дощатую тропинку в лес.

Калининград. Куршская коса. Высота Эфа - дощатая тропа

Через некоторое время доски кончились и на холм мы шагали по проторенной дорожке. На маршруте «высота Эфа» две высоты (простите за тавтологию) или смотровые площадки, откуда открывается вид на дюны, редкие растения и кусочек моря.

Калининград. Куршская коса. Высота Эфа - дюны

На самом деле вся Куршская коса раньше была покрыта зеленью, пока лес не стали вырубать. Как только деревья исчезли, территория косы стала превращаться в пустыню. Нечто подобное сейчас можно наблюдать и во Вьетнаме.

Калининград. Куршская коса. Высота Эфа - дюны и море

Когда мы вернулись по знакомой тропинке к дороге, все тот же мужчина в форме стоял у своей машины. Я подошла к нему и поинтересовалась, каково расстояние до Танцующего леса. Он сказал, что-то около 4 км.

М-да…пешком идти точно не вариант, а рейсовый автобус будет через час только. Ничего не оставалось, как перейти дорогу и напротив парковки ловить машину. Автостоп на Куршской косе сложен тем, что дороги тут узкие, и автомобилям практически негде припарковаться на обочине. Поэтому мы ловили машину часто прямо со стоянок или парковок.

«Высота Эфа» — это предпоследний маршрут, до последнего «озеро Лебедь» доезжают не многие, поэтому и машин было мало. За 20 минут с той стороны проехало может машин 5, и ни одна не захотела нас подвезти.

Потом я увидела, как наш уже знакомый блюститель порядка на Куршской косе сел в машину и начал разворачиваться. Я наудачу подняла руку и он притормозил рядом. Улыбаясь я повторила свое намерение попасть к Танцующему лесу и мы поехали. Обида за утреннюю несправедливость как-то сразу быстро улетучилась.

к содержанию ↑

Куршская коса. Танцующий лес.

Через несколько минут мы были у нужного поворота, где нас и высадили. До парковки он поехал в одиночестве, наверное, чтобы не «светиться» перед своими. Оставшийся путь 400 метров мы легко преодолели пешком.

Калининград. Куршская коса. Танцующий лес - вход

Танцующий лес назван так потому, что на небольшом участке земли выросло несколько десятков странно закрученных деревьев. Если честно, я не увидела в них ничего уникального.

Калининград. Куршская коса. Танцующий лес - дорожка по периметру.

По дороге в Балтийск, к примеру, полно таких участков в лесу. Да и в наших лесах такие деревья редко, но встречаются.

Калининград. Куршская коса. Танцующий лес - табличка

Можно было бы приписать уникальность тому, что собраны они все на одном небольшом участке, но и это не совсем правда, на огороженной территории по настоящему закрученных в кольцо деревьев по пальцам пересчитать можно, а все остальные только чуть-чуть «вьются», да и то не все.

Калининград. Куршская коса. Танцующий лес

К деревьям-кольцам не подобраться, и даже не сфотографировать нормально, потому как от вандалов там теперь свой маленький заборчик.

Калининград. Куршская коса. Танцующий лес - огороженные деревья

Сделав круг почета, мы отправились в обратный путь.

к содержанию ↑

Куршская коса. Высота Мюллера.

Следующая точка находится рядом с поселком Рыбачий. Нас подкинули буквально до поворота на поселок. Оставшиеся полтора километра мы решили прогуляться. Для пеших туристов здесь есть бонус — это ответвление вправо к старому немецкому кладбищу.

Калининград. Куршская коса. Пешком до Высоты Мюллера

Признаться, по всей Калининградской области я не раз видела подобные отметки. Так что это на любителя.

Перед конечной точкой слева показалась вода — это озеро Чайка.

Калининград. Куршская коса. Высота Мюллера - озеро Чайка.

Сначала заглянем на него, тем более для туристов здесь выстроили неплохой деревянный помост, уходящий прямо в воду. Хочешь, фотосессии устраивай…

Калининград. Куршская коса. Высота Мюллера. Озеро Чайка - фотограф.

А хочешь, лебедей корми.

Калининград. Куршская коса. Высота Мюллера. Озеро Чайка - лебедь

Через дорогу от озера начинается 2-х километровый маршрут «высота Мюллера». До самой высокой точки мы шли в гору через вековые насаждения елей и сосен различных видов.

Калининград. Куршская коса. Высота Мюллера - тропа

Близ поселка Рыбачий высота Мюллера — это самая высокая точка дюны Брухберг — 44,5 метра над уровнем моря. Забираемся наверх и окидываем взглядом окрестности.

Калининград. Куршская коса. Высота Мюллера - вид сверху.

В марте пейзаж не слишком красочен, наверняка летом здесь более живописный вид.

Калининград. Куршская коса. Высота Мюллера - вид сверху на море

Внизу под смотровой площадкой находится камень, поставленный в честь того самого Мюллера — лесничего, благодаря которому удалось остановить движение песков особым методом лесопосадок.

Калининград. Куршская коса. Высота Мюллера - камень

Возвращались по другой дороге, о которой вам подскажет путеводитель.

На парковке еще при входе мы приметили беседку, где решили перекусить нормально. На Куршской косе есть кафешки на стоянках, однако, к гадалке не ходи, понятно, что еда будет в разы дороже. Поэтому о своем обеде мы побеспокоились заранее, взяв его утром с собой в рюкзак.

к содержанию ↑

Куршская коса. Королевский бор.

Было три часа дня, когда мы вновь вышли на дорогу. Насчет последнего маршрута «Королевский бор» я была не уверена, потому что нам еще засветло надо успеть добраться до Калининграда. Никогда не любила автостоп в темноте.

Калининград. Куршская коса. Топи на обочине.

Но, нам в очередной раз повезло с машиной. Молодой человек, который взял нас в попутчики, ехал до самого Зеленоградска. То есть мы без пересадок могли спокойно доехать до последнего маршрута, а там до города рукой подать.

Так и сделали. Парень попался болтливый, все рассказывал, как он с семьей прогулялся по маршруту «озеро Лебедь», куда мы не поехали в силу экономии времени. Говорил, что виды там такие, аж голова кругом. Я, конечно, всегда делаю скидку на стороннее мнение, но после его восхищенных фраз, даже как-то пожалела, что не добрались до озера.

Время за разговорами пролетело быстро и вот мы уже на последнем маршруте протяженностью в 3 км.

Этот маршрут отличается от остальных обилием растительности. Лес, через который мы шли можно смело назвать бором. А королевский он потому, что после того, как по вине богатых охотников стали исчезать олени, король Фридрих Вильгельм I организовал на косе заповедник. Так что здесь можно увидеть действительно вековые хвойные деревья, особенно гигантскую тую. К ней ведет отдельная тропинка.

Калининград. Куршская коса. Королевский бор. Гигантская туя.

Если начало маршрута выглядит немного уныло и часто напоминает леса в домашней местности, то уже через 1-1,5 км ситуация меняется.

Калининград. Куршская коса. Королевский бор.

Очень пугающе выглядит вот этот участок пути, особенно сейчас — в марте, когда кроны еще не покрылись зеленью.

Калининград. Куршская коса. Королевский бор - тропа.

В путеводителе говорится, что в Королевском бору есть возможность встречи с дикими животными, чаще с кабанами. Особенно это касается мест, отведенных под кормушки. Разрытую землю мы видели, а вот животных не довелось.

Калининград. Куршская коса. Королевский бор - кормушка.

Еще одно место, которое лично мне очень запомнилось — это соколиная пустошь, где ранее занимались обучением королевских соколов.

Калининград. Куршская коса. Королевский бор -соколиная пустошь.

Почему-то виды с этой невысокой смотровой площадки мне засели в душу сильнее, чем вышеописанные «высоты».

Калининград. Куршская коса. Королевский бор. Соколиная пустошь - смотровая площадка.

Калининград. Куршская коса. Королевский бор. Соколиная пустошь - вид.

До Зеленоградска было около 6 км, и нам по сути было все равно на чем ехать — на попутке, или на автобусе. Неожиданно рядом притормозил таксист. Я привычным жестом отмахнулась ему, что нам такси не надо. Тот не отреагировал, я повторила жест более настойчиво, снова ноль эмоций, машина стояла на дороге без движений.

Испугавшись, что из-за нас сейчас может случиться непоправимое, я подбежала к переднему стеклу и сообщила водителю, что на такси мы не поедем. Тот спокойно спросил, куда нам надо. Я назвала автовокзал. И тот махнул рукой: «Садитесь». Ого, впервые подвозит русский таксист бесплатно.

До самого автовокзала он не доехал, нам, в общем-то, и не надо было. Сделав дугу, я решительно направилась в сторону старой трассы на Калининград. Не знаю, сколько мы прошли пешком, вот только уже начало смеркаться. Я боялась, что до темноты мы не успеем поймать машину, когда увидела, как мимо проехал автобус 141. Успокоившись, что в любом случае мы сможем добраться до Калининграда, мы отошли чуть подальше остановки и принялись вновь ловить машину.

Ждать пришлось дольше обычного, наверное, не меньше получаса прошло, как рядом на узкой дороге притормозил мужчина с ребенком. Ребята ехали прямо до Калининграда, в этом смысле мы вновь оказались везучими.

По дороге я узнала много интересного. Например, что можно снять каюту на судне Витязь, что обязательно стоит посетить Балтийскую косу со старым немецким аэродромом, где лучшее пиво в городе, и какое блюдо из рыбы нужно обязательно попробовать в Калининграде. С названием последнего пункта у меня возникли проблемы, поэтому нам так и не довелось этого сделать.

А о поездке в сторону Балтийска читайте в следующей статье или смотрите наш полный путеводитель по Калининграду. До скорых встреч.

к содержанию ↑

Затраты на четвертый день в Калининградской области.

Физические затраты на человека:

  • пешком по туристическому маршруту – около 10 км.
  • Карта всего маршрута:

Финансовые затраты на двоих: