Содержание статьи:

Прошу прощения за долгое отсутствие на блоге. Путешествие по России отличается тем, что здесь слишком поздно темнеет в летнее время года, а расстояния очень большие. Поэтому мы используем световой день по максимуму и писать удается довольно редко, наверное, слишком редко. Но, скоро все вернется в привычный режим ;).

Однако, обратимся к нашему путешествию по Узбекистану. Сегодня мы отправимся автостопом из Хивы до Бухары, а заодно поговорим о нюансах автостопа в этой стране.


Соленая вода.

Чтобы хоть как-то выбраться из Хивы, мы решили с Милой сначала доехать до ближайшего городка Ургенч. Мы долго пытались выяснить в городе, сколько стоит проезд на троллейбусе до туда. Оказалось, всего 700 сум (11 руб.), едем. Правда по времени эта поездка выдалась очень уж долгой, так как узбекский общественный транспорт останавливался практически у каждого столба.

Узбекистан. Выезд из Хивы.

Чтобы не было грустно в дороге, мы заскочили с Милой в местный магазин и приобрели по вот такому “советскому” мороженому… “ностальжи”…

Узбекистан. Мороженое в Хиве.

В Ургенче не без труда мы остановили “ЗИЛок”, на котором удалось преодолеть обратное расстояние до Бейнеу. А отсюда еще 80 км мы добирались на “краткометражках”, пока не достигли развилки.

Я, конечно, подозревал, что в широтах данной страны может быть плохо с водой, но совершенно не предполагал, что настолько. Мы с Милой купили по мороженому в магазине и удивились, что оно оказалось соленым. Видимо, водоочистные сооружения в этой части Узбекистана не справлялись с полным опреснением соленых вод.

Что делать, придется  довольствоваться тем, что есть. И мы уселись тут же рядом с магазинчиком на остановке, чтобы “уговорить” холодное лакомство. Заслышав наш русский разговор, от нечего делать на улицу вышла и сама хозяйка магазина, прихватив с собой одну из дынь, лежавших в углу на продажу.

Аккуратно разрезав ее на дольки, та начала ее есть и предложила нам присоединиться. Вы не поверите, но вкус у дыни опять же был чуть солоноватый.

к содержанию ↑

Авария.

Поблагодарив хозяйку, мы отправились дальше по населенному пункту до развилки. Когда мы ее достигли, мне показалось странным, что нужная нам дорога оказалась пыльной грунтовкой. Поэтому на некоторое время мы с Милой зависли в нерешительности на месте.

Узбекистан. Где-то по дороге на Бухару.

И вдруг, в этот самый момент на соседней дороге с небольшой скоростью выехал “козлик” прямо в лоб движущемуся с такой же скоростью (примерно 40 км/ч) “жигуленку”.

Мы с Милой не сразу поняли, что произошло, когда обе машины завалились набок, а пассажиры из “жигули” – женщина и дети, вылетели в лобовое стекло.

Я много раз видел аварии по телевизору, а в реальности только ее последствия. Но, когда видишь, как это происходит на самом деле, то зрелище парализует и шокирует полностью. Мы в себя еще не успели прийти, как водитель “жигули” тоже в шоковом состоянии начал переносить своих родных в первую же подъехавшую машину. Как я понял, в этой стране “скорую” не дождаться.

Уже и машины разъехались и толпа зевак поубавилась, а мы с Милой стояли как вкопанные. Вроде и дальше ехать надо, а после увиденного страшно.

Все же удалось себя пересилить и таки отправиться по грунтовке, прикрывая носы платками, в нужную нам сторону. Через километр дорога стала лучше и мы смогли остановить неторопливый грузовичок.

к содержанию ↑

Автостоп в Узбекистане.

И вот здесь мне хочется остановить свое повествование и сказать пару слов в целом об узбекском автостопе.

Автостоп в стране неплохой, однако, вы же видели, какой загруженный транспорт мы встретили на границе? К сожалению, внутри страны картина не сильно меняется. Остановить свободную легковушку практически невозможно, разве что рядом с крупными населенными пунктами.

Узбекистан. Местный загруженый транспорт.

Это связано с тем, что в Узбекистане топливо — дорогое удовольствие, и гнать машину вхолостую невыгодно. Поэтому мы частенько ездили на грузовиках, которые тоже бывают загружены под завязку.

Кстати, последние очень сильно боятся полицейских постов, коих на дороге просто немеряно. Потому, что они и так провозят товар сверх меры, да еще и за “туристов” приходится давать “на лапу”. Особенно, если в кабине сидячих мест больше, чем количество находящихся в ней человек. Поэтому грузовики ссаживают прямо перед постами, и дальше приходится искать другую попутку.

Сами местные передвигаются на заказных машинах — “такси” или используют попутный транспорт вместо автобуса, что в свою очередь тоже требует оплаты. Поэтому, если останавливается легковушка или микро автобус, то обязательно необходимо спрашивать о возможности бесплатного проезда.

Кстати, мы не раз ездили бесплатно на такси, и даже попадали в гости к их водителям. Но, об этом ниже.

Если речь идет о перемещениях на дальние расстояния… очень дальние…, то лучше попробовать “поймать” на стоянке не местных фурщиков и напрашиваться к ним. Нужно учитывать количество человек, то есть если нас двое, то нужно искать “парные” машины, ведь за лишнего пассажира никто платить в полицейский карман не будет.  В нашем случае, они сильно убыстряли путешествие по Узбекистану и вообще без них было бы сложно.

к содержанию ↑

В гостях у таксиста.

После грузовичка мы сменили еще не одну машину, прежде, чем солнце зашло за горизонт.

Автостопом по Узбекистану. Закат.

Последним транспортом оказалась “ока”-такси. Мы сильно удивились, когда водитель, уже имея в салоне двух пассажиров, взял и нас совершенно бесплатно.

— Все равно мой рабочий день уже заканчивается, – пояснил он нам свое поведение. Я же больше был поражен невозмутимым видом пассажиров, которых, казалось, ничуть не волновало, что они заплатили за проезд, а мы едем “на халяву”.

Таксист развез последних по указанным адресам, а дальше поехал в сторону своего дома по ходу дела расспрашивая, кто мы и откуда.

— А ночевать-то где будете? – услышал я уже знакомый вопрос.
— У нас палатка есть… – ответил я, автоматически озираясь по сторонам в поисках подходящего места. Однако, как назло кроме пустыни мне на глаза не попалось ни одного нормального куста.
— Если хотите, можете переночевать в моем доме, – предложил водитель, тоже окинув взглядом пустынные окрестности.
— А можно?! С удовольствием! – весело переглянулись мы с Милой.
— Можно, конечно, я живу на окраине деревни. Утром оттуда уезжать удобно.

Мужчина оказался прав, его  дом и еще пара “новостроек” стояли особняком от населенного пункта. Казалось даже, будто дом построили прямо на песчаных барханах. Особенно необычно было выходить в темноте в туалет, который находился в 20 метрах от жилья, откуда открывался вид на голый горизонт и бесконечное звездное небо.

Дом у “таксиста” был новый, можно сказать, со всеми условиями. Жил он там только со своей женой, ибо дети выросли и разъехались. Нас усадили в гостиной за длинный традиционный стол (полметра высотой от пола) и угостили чаем.

Автостопом по Узбекистану. Ужин в гостях.

Пока мы болтали о том о сем, Мила ушла на кухню, где своими руками готовила самсу из тыквы. Эх, в который раз убеждаюсь в том, что национальные блюда надо есть там, где их родина. Самса получилась очень вкусной, я не помню, сколько штук навернул. И даже не был готов к овощному рагу после.

В общем, вечер получился хорошим, нас положили в отдельной комнате для гостей.

Автостопом по Узбекистану. Ночлег.

к содержанию ↑

Узбекские дороги.

Утром после настоящего чая по узбекски мы снова вышли на знакомую трассу. В свете дня дорога предстала совсем иной.

Автостопом по Узбекистану. Гостеприимный дом.

Я уже говорил, что дорогу в Узбекистане делают всем миром по кусочку? Нет? Так вот, вы же знаете, что климат в Средней Азии довольно суров. Проявляется это в сильных пронизывающих ветрах зимой и жарких до +50С солнечных днях летом. Представьте только, что при таких температурах происходит с асфальтом. Все верно, он попросту плавиться и съезжает с дороги или образует ямы. Поэтому была разработана специальная технология бетонных трасс, которые кусками по нескольку десятков километров в разных частях строят компании разных стран: немцы, китайцы и т.д. Как раз такой, только что выложенный, участок дороги мы увидели перед своими глазами утром. Удивительно то, что иностранные компании дают гарантию такому покрытию аж на несколько десятков лет. Круто! А у нас в России каждый год одна и та же “волынка” с дорогами.

Мысленно взгрустнув на эту тему, мы простояли с Милой около 20 минут и сразу остановили “ЗИЛок”, который домчал до первого же поста ГАИ.

В таких случаях меня всегда смешил серьезный вид полицейского “при исполнении”, который, завидев два неопознанных странных объекта с рюкзаками, спрашивал документы, а по получению, не знал, с какой стороны их смотреть. Довольно забавное зрелище. В итоге, так и не найдя страничку с фотографией, отдавал обратно документ и просто задавал глупые вопросы типа “куда идете?”.

После диалога с представителем закона в Узбекистане, начинаешь понимать, что он нам не помощник. Поэтому мы решили попытать счастья на холме, где виднелось придорожное кафе, вдруг повезет с фурами.

На подъезде к чайхане еще не было ни одного “тяжеловеса”, поэтому мы решили подождать, время как раз клонилось к обеду.

Через час наши ожидания оправдались и на гору забрались как раз две фуры. Не теряя времени, пока водители были на месте, мы с Милой подошли к ним, чтобы договориться о поездке в Бухару.

Видно было, что мужикам наша просьба не по душе, но сразу отказывать они не стали. Выслушав нас о том, какой сложный автостоп в Узбекистане на дальние расстояния, беларуссы все же решили помочь. Именно благодаря этим ребятам мы смогли увидеть Бухару тем же вечером, за что их сердечно благодарим.

Узбекистан. Добро пожаловать в Бухару.

Фурам в населенные пункты, правда, проезд воспрещен. Поэтому нас высадили на подъезде к Бухаре, дальше придется добираться самим, но это уже совсем другая история, которую вы не пропустите, если подпишитесь на новости блога LiteTrip.