Чувствую, статья сегодня будет объемной. Однако, для тех, кто поедет по окрестностям Мандалая, советую дочитать до конца. Возможно, ваши изначальные планы изменятся, а также узнаете о нюансах бирманского менталитета, как получилось с нами в давно уже забытых столицах Мьянмы – Иньва (Ава) и Сагайн (Sagaing). Также сегодня полюбуемся тиковым мостом У-бейн в Амарапуре.
Продолжаем колесить по Мандалаю, точнее по его окрестностям. Как же бирманцы любят переносить свои столицы с одного места на другое, я прямо диву даюсь. Чем-то смахивает на старую бабулю, которая от нечего делать передвигает мебель с одного угла комнаты в другой.
к содержанию ↑Путеводитель с маршрутом и все все полезное по Мьянме
Мини-путеводитель по Янгону со всеми полезностями
Мандалай: как добраться, что посмотреть, где остановиться
Амарапура — тиковый мост Убэйн (У-бейн)
Итак, представляю вашему вниманию – Амарапура. В дословном переводе означает «город бессмертия», еще бы, два раза быть столицей Бирмы (1783-1823 и 1837-1857) – это еще постараться надо. Правда сейчас Амарапура считается пригородом Мандалая, от бывшего ее величия остался только буддийский монастырь с сотнями монахов, на кормление которых можно поглазеть утром часиков в 10, и самый длинный в мире (деревянный) тиковый мост У-бейн.
Про монахов в тот день из головы вылетело, так что осмотр мы начали сразу с моста.
к содержанию ↑Как добраться
Такси из Мандалая: в любом месте города ловите машину, обязательно торгуетесь и примерно за 10 000 чат вас везут до моста У-бейн.
Мотобайк из Мандалая: схема такая же, как с такси (только с поиском наверное придется напрячься), стоимость порядка 6000 чат.
Пикап из Мандалая (наш вариант): на перекрестке улиц 84 и 29 методом опроса находите нужный пикап и за 500 чат/чел добираетесь до Амарапуры. До моста придется еще прогуляться пешочком.
Автобус из Мандалая (самый долгий и дешевый вариант): по Мандалаю курсирует автобус под № 30, который начинает свой маршрут от самого Холма Мандалая (Mandalay Hill), проезжает все мыслимые и немыслимые достопримечательности города, в том числе мост, и завершает круг у Инвы. Времени займет это немало, зато дешево — 150-200 чат.
Тур из Мандалая: в местном агентстве (или в отеле, где проживаете) можно взять тур-пакет, включающий в себя все окрестные достопримечательности: мост У-бейн, Сагайн, Инву и Мингун. Стоимость удовольствия примерно 50 000 чат. Однако, стоит подумать, прежде чем брать, ибо мест для посещения много, а времени мало.
к содержанию ↑Полезные советы и факты
- Мост лучше смотреть на закате/рассвете (с лодки), если располагаете временем.
- Длина моста составляет 1,2 км – не так много для самого длинного в мире.
- У-бейн построен в 19 веке без единого гвоздя и до сих пор не ремонтировался.
- Мост У-бейн проходит через небольшое озеро, соединяя, таким образом, несколько деревень и Амарапуру.
- Прокатитесь на лодке ради развлечения. Мы на ту сторону переправились на лодке (15 000 чат), а обратно прошлись пешком по мосту. В пути всего 35 минут.
Надо отдать должное молодому лодочнику, если он видел, что мы чем-то заинтересовались, то тут же сбавлял темп, то есть от нас не норовили быстрее избавиться, что уже радовало.
Примерно в 50 метрах друг от друга дрейфовали лодки рыбаков, которые периодически проверяли сети с рыбой.
Сначала я посмеялась, что рыбаков здесь больше чем рыбы в озере. Но потом убедилась в обратном. Один из рыбаков стал вытаскивать сеть из озера, где через раз попадалась запутавшаяся рыбешка. Сеть вытягивалась с одного борта и тут же уходила в воду с другого. Любопытное зрелище.
Спешившись, немного прогулялись до деревни со скучной пагодой и соломенными домиками.
Привлек внимание только жуткий гомон из окон местной школы. Видимо учителя не было на месте, раз ребятишки устроили такой дебош. Поиграл с этими «чертятами» в прятки с камерой.
Обратная прогулка по мосту не вызвала особых восторгов, мост как мост.Периодически встречались лавки с сувенирами, картинами и прочей ерундой. Оригинальным сувениром показались изделия из семечек какого-то растения, нигде такого не видела. Правда, изделия в основном женские (сумочки, браслеты, брелки).
Большая часть моста проходит над сушей, где можно увидеть девушек, копающихся в земле и пашущего на быках бирманца… 21 век на дворе.
Очень жаль было пернатых, запертых в клетке. Их свободу продают туристам за 5$. Суть даже не в клетке, а в моих сомнениях, что совята выживут на свободе хоть сутки.
Духовная столица — Иньва (Ава)
В Иньве довольно много мест для посещения, а вот с транспортом беда. Обычно туристов привозят к переправе через реку Иравади (от 5000 чат от Мандалая), где нужно будет сначала взять лодку до Иньвы — 2000 чат/чел. А на другом берегу ждет очередной сюрприз — единственный транспорт по Иньве — лошадиные повозки, которые тащатся как черепахи и стоят немало — около 10 000 чат. Итог получаем: примерно 20000 чат только транспорт, а еще за билеты заплатить надо.
Нам в этом плане, можно сказать, повезло. И я вам советую поступить примерно также…
Кто-то из местных неправильно указал нам путь, поэтому мы очень долго плутали по дорогам, пока, наконец, не вышли к пикапам. На одном из них мы доехали до развилки, или конечной остановки автобуса № 30, откуда нужно было брать очередной транспорт до Иньвы:
- Лодки (этот вариант сразу отмели, слишком много времени + на месте пришлось бы брать лошадей)
- Тук-тук (оказался единственным на месте и никак не хотел скидывать цену с 15 000 чат, вдобавок водитель плохо говорил по-английски)
- Мотобайки (после долгих торгов договорились на пару байков по 6000 чат/каждый)
Взяли пару «железных коней», на одном разместился Андрюха с водителем, на втором я с другом и водитель. Было весело, когда мне запретили садиться впритык к водителю, скромняги. Уже позже мы оценили всю прелесть объезда именно на байках. Во-первых, дорог в заброшенной Иньве нет. Встречалась совсем узкая колея, где не только лошадиные повозки, «мотики» с трудом разъезжались, плюс мы заплатили в разы меньше. То есть за меньшие деньги получаем больше скорость, а значит лишнее время.
к содержанию ↑Если есть желание сэкономить время и деньги, лучше взять транспорт (мотобайки, тук-тук и тд.) который довезет до Иньвы, исключая переправу. Еще выгоднее взять в аренду транспорт сразу в Мандалае.
Достопримечательности Иньвы
Программа по Иньве (популярная):
- тиковый монастырь Багайя (Bagaya Kauang),
- монастырь Маха Аунме Бонзан с отличительной архитектурой,
- смотровая башня Намьин, на которую можно подняться, чтобы окинуть взором окрестности древней столицы.
Все это удовольствие стоит 10 000 чат, как общий билет по Иньве. Приобрести можно у монастырей Багайя или Маха Аунме Бонзан. Там же их и проверяют. В других местах контроля нет. Мы попытались проскочить бесплатно и чуть не нарвались на неприятности…
Тиковый монастырь Багайя (Bagaya Kyaung Monastery)
Так сказать, отправным пунктом наших приключений стал тиковый монастырь. Внешне чем-то напоминает Swe In Bin в Мандалае. «Мото-таксисты» припарковались во дворе монастыря, напротив кабинки билетерш. Андрюха-немец сполз с сидения и молча, как в танке попер к монастырю. Далеко уйти он не успел, его окликнул грозный зов девушки, что нужно оплатить билет. Он сделал вид, что не слышит и скрылся за деревянными столбами здания.
Билетерша вся переполошилась, позвонила куда-то, стала кричать на нас, чтобы мы вернули нашего «наглого» друга. Мы с другом сделали дурацкие невинные лица, будто совершенно не понимаем, о чем она. Понятно, что повторять поступок Андрюхи было глупо. Поэтому, я вообще в монастырь не попала, а мой спутник подождал, пока буря немного успокоится и прошел вдоль левой стены забора.
Андрюха, конечно, подставил нас хорошо. Если уж хотел проскочить бесплатно, то сделал бы это незаметно. Через забор было куда спокойнее, тем более он заканчивался буквально метров через 100. Мой спутник легко вышел на территорию монастыря, пофоткал белок для профилактики и прошелся по самому зданию.
В монастыре много резных фресок и больших деревянных столбов.
При монастыре есть школа, где можно понаблюдать за монахами-учениками, вот эти ребята куда интереснее.
С Андрюхой-немцем мой спутник встретился во дворе, когда вернулся тем же путем. За это время произошло много интересного. Прибыла охрана в лице низкорослого бирманца, чтобы отыскать немца-злоумышленника. Сдали ментам нас свои же «мото-таксисты», точнее один, который вел «байк» немца. Молодой еще, зеленый, не понимает, что молчание-золото. Второй постарше — наш водитель промолчал, видимо опытом научен.
Андрюху нашли, «отругали» за плохое поведение, спросила из какой страны. Услышав в ответ «Пакистан» с уверенным и спокойным лицом выполненного долга записали к себе в тетрадь. Мне, конечно, было жаль, что я не попала в монастырь, но ситуация была уж слишком комичной, чтобы расстраиваться.
Только разобрались с охранником, как начал возмущаться наш молодой стукач-водитель. Сказал, что никуда нас не повезет, пока не купим билет. Ага… Андрюха сказал, чтобы вез до следующего монастыря, билет купим там. Он поверил и мы расселись по железным коням. Андрюха играл с огнем, я прекрасно понимала, что никакой билет он брать не собирался…
Пагоды До Гьян (Daw Gyan) и Ядана Семи (Yadana Hsemee)
Пока ехали до следующего пункта, периодически останавливались у развалин древнего города и полу отреставрированных пагод.
Тут, я почувствовала свободу — наконец-то можно не только постоять рядом с Буддой, но и прикоснуться к нему.
Монастырь Маха Аунме Бонзан (Maha Aungmye Bonzan)
Монастырь Андрюха заметил еще издалека, так как ехал первый и попросил рулевых остановиться на повороте, не доезжая до главного входа, якобы сделать фото. Бирманцы послушно встали, мы сказали, чтобы они ждали нас, а сами прошли по другой дороге через деревню монахов и заросли на территорию Маха Аунме Бонзан.
Надо отметить, что внешне архитектура очень впечатляет, а внутри сооружений голые белые стены и деревянный пол.
Этот дворец построила жена короля Бодопая в 1818 году. Долго мы тут не прогуляли, да и не хотелось светиться возле главного выхода с учетом того, что туристов было немного.
Вернулись по той же тропке к нашим дорогим байкерам. Тот, что постарше вышел нам навстречу, видимо решил, что мы их бросили, дабы не платить за проезд. Молодой снова завозмущался, что не поедет дальше, так как мы «безбилетники». Наш немец спокойно заявил, будто билет у него есть, и пора ехать к смотровой башне.
Башня Намьин (Nanmyin Watch Tower)
К нашему водителю-молчуну я даже стала проникаться какой-то симпатией. Ну правда, какой смысл поднимать «кипиш» из-за билетов, если тебе с них никакой процент не капает? А со слишком длинным языком риск вообще без денег остаться.
Итак, последняя остановка – башня Намьин. Хоть тут вход бесплатный, а все потому, что после землетрясения башню покосило еще сильнее, и подниматься на ее вершину в 27 метров стало опасно для туристов. Нет, это не руки у меня тряслись, это такая башня кривая.
Ну вот, полюбоваться на древнюю столицу — отменяется. Сама по себе башня мне напомнила наши водонапорки. На сегодня Иньвы хватит, может Сагайн чем порадует.
По факту в Иньве много мест для посещения, некоторые туристы выделяют целый день на покатушки по духовной столице. Но, мы максималисты, времени не много, а мест хочется увидеть побольше. Да и с транспортом повезло, все-таки мотоциклы рулят.
к содержанию ↑Город Сагайн (Sagaing)
Нынешний Сагайн превратился в город монастырей, куда со всей Мьянмы стекаются буддисты, чтобы провести время в молитвах или медитациях. Его еще называют «белым городом», потому что он весь усеян многочисленными монастырями и пагодами белого цвета.
Как добраться
Из Мандалая: также садитесь на пикап-грузовик на пересечении улиц 84 и 30, стоимость проезда 500 чат/чел. Готовьтесь, будет много остановок и людей. Или можно воспользоваться такси, арендой байка, а также услугами тур-агентства (описано выше).
Из Иньвы (наш вариант): от перекрестка (где расположен транспорт и лодки до Иньвы) также отходят пикапы до Сагаина. Стоимость проезда обошлась по 250 чат с каждого.
На одном из поворотов пикап замешкался, и неизвестно откуда появившийся бирманец решил вступить с нами в разговор, причем, говорил он на довольно чистом приятном английском. Не понятно, что он от нас хотел, но предлагал выйти тут же, на перекрестке, чтобы иметь возможность посмотреть уличный парад, который вот-вот должен пройти по главной дороге. Судя по всему, из-за него пикап и встал.
Мы вышли. Тут же из-под моста показалась первая повозка, внутри которой сидели наряженные и накрашенные женщины и дети.
Мы спросили у нашего нового знакомого, в честь чего такое яркое шествие. На что тот ответил, что завтра будет посвящение в монахи, а сегодня будущие посвященные прощаются с мирской жизнью таким вот образом. В основном это касалось детей.
Я заметила, что монахом в Бирме быть неплохо. Крыша над головой есть, кормят, поят, одно покрывало на все случаи жизни, красота. И самые пухлые лица, между прочим, тоже у монахов. Есть, о чем задуматься.
Некоторые туристы останавливаются в Сагайне, а не в Мандалае, чтобы посмотреть Иньву-мост У-бейн-Сагайн и тд. Соглашусь, так было бы действительно удобнее, если бы у нас была цель расслабленно покататься по окрестностям. По Сагайну тоже можно проехаться/пройтись и проникнуться духом очередной древней столицы Мьянмы. Однако, для экономии времени будет достаточно посетить Холм Сагаин, который куда масштабнее и интереснее того, что в Мандалае. А также стоит заглянуть в пагоду Каунмудо (Kaungmudaw pagoda), знаменитую своей формой в виде «идеальной груди царицы». Мы и здесь сократили свой маршрут, сделав выбор только в пользу холма.
к содержанию ↑Сагайн Хилл (Sagaing Hill). Пагода Сунупоньяшин
После праздничного шествия, Андрюха-немец поинтересовался у бирманца, как добраться до Сагайн Хилл, и есть ли возможность проникнуть туда бесплатно. Нам попался очень умный мужик, я бы сказала. Он согласился отвезти нас туда на байках и показать бесплатный вход.
Стоимость билета в Сагаин: можно приобрести единый билет за 5000 чат, который позволяет посещать достопримечательности Сагайна и Мингуна. А можно найти бесплатную (не главную) лестницу и подняться на холм по ней, как сделали мы.
Ехали недолго. Бирманец не обманул, высадил возле совершенно неухоженной и пустынной лестницы. Мы отдали по 1000 чат за каждый байк и начали подъем.
Лестница оказалась бесконечно длинной, как всегда. Но зато с вершины открывается потрясающий вид на город и упомянутую выше пагоду Каунмудо.
Здесь же неподалеку находится пагода Сунупоньяшин (Soon U Ponya Shin Paya), хранящая в себе прах святых. Над одной из площадок нависли ветви какого-то причудливого дерева. Удивительно, что листьев на нем почти не было, зато были цветы. Когда мы подошли вплотную, один из цветков упал мне прямо на макушку. Хах, похоже, я ему понравилась. Цветок на ощупь довольно твердый, если бы не знала, подумала, что искусственный.
После долгого подъема мы решили с ребятами здесь посидеть, полюбоваться красотой города. На соседнюю скамью присела группа молодых девчонок, половина из которых оказалась трансвиститами. Они пытались заигрывать с «бледнолицыми», надо было видеть Андрюхино лицо отвращения.
День близился к закату. Что-то в тени пагоды нас совершенно разморило.
к содержанию ↑Карта мест Мандалая и его окрестностей
к содержанию ↑Обратный путь в Мандалай
Обратно в Мандалай ехали также на пикапе, который так был загружен народом, что нам предложили устроиться на крыше, где уже сидело несколько молодых парней. Мой спутник и Андрюха-немец вскарабкались наверх, а меня усадили внизу, так как в пикапе сидел монах. По бирманским «правилам» женщинам запрещено не только прикасаться к монахам, но и ехать выше, чем они. Как же люди любят усложнять себе жизнь.
С крыши потрясающий вид. Мой спутник даже записал небольшой отрывок на видео. Кому интересно, выкладываю.
Не спрашивайте, я не в курсе причем тут Африка… Андрюха на крыше тоже долго не задержался из-за насморка, на следующей же остановке спустился вниз. А мой спутник остался и развлекался с местными, которые вспомнили зачем-то футболиста Аршавина, предлагали покурить и поменяться тапками.
Пикап остановился недалеко от ночного рынка Мандалая, где по традиции мы приобрели пару фруктов, как и вчера. А с вами, дорогие читатели, встретимся в Мингуне, завтра утром.
Добавить комментарий