Ребята, привет всем! Представляете, это последняя статья по Турции, и начало путешествия по Грузии. Что это значит? А то, что в следующей статье читайте итоги о втором месяце наших путешествий автостопом. Как же я соскучилась по Грузии, казалось, будто возвращаешься домой. Ладно, оставим “сопли”, я пока расскажу вам о переходе границы Турция – Грузия. Варианта было два, и самый распространенный это через поселок Сарпи (Турция) в Батуми. Но, в Батуми мы уже были, поэтому выбрали непопулярный вариант с новым для нас направлением по Грузии — переход границы Тюркгюзю – Вале, о чем сегодня пойдет речь в статье.
к содержанию ↑
Автостопом по Турции до границы с Грузией
Без приключений у нас уже по умолчанию не обходится, поэтому начну немного издалека, еще с Турции.
к содержанию ↑Дорога до города Артвин (Турция)
После активного вечера в Тортуме, ночь была багата на яркие сны с участием шакалов. Возможно, не последнюю роль сыграл факт нахождения в курдском огороде не слишком приятного семейства. Утром встали очень рано, чтобы не наткнуться на вчерашних приставучих курдских детишек. По-быстрому собрали вещи и сразу вышли на дорогу.
Практически сразу нас подобрал пикап с двумя рабочими. Водителю, как и его напарнику вообще было “до лампочки”, кто мы и откуда, первый оживленно рассказывал второму о том, что мелькало за окном. Именно здесь я пожалела о том, что мой турецкий ограничен несколькими словами, потому что за окном кроме серых скал мелькали многочисленные водоканалы и проводились дорожные работы.
Масштабов работ, подобным этим я нигде еще не видела. Турки выравнивали дороги и строили тоннели на разных уровнях высоты, почти через каждые 10 км стояли дорожные машины или катки. Я просто не представляю, сколько денег сюда вложено, это невозможно представить.
Все же мы остановились у одной ГЭС и я спросила по-турецки, какая высота ее. Мужчина ответил 125 метров. Обалдеть!
С ними мы долетели до Артвина, на горе которого красовался памятник. Если бы мне сказали, что в этом городе, есть что посмотреть, то я бы там стопроцентно задержалась, потому что от его местоположения в зеленых горах просто захватывает дух.
На одной из самых высоких точек был расположен университет, я удивилась, потому что низкие облака, которыми затянуло небо в тот день, проплывали мимо его верхних окон. К сожалению, машина двигалась слишком быстро, чтобы сделать более или менее качественную фотографию.
к содержанию ↑Отрезок пути Артвин — Ардахан (Турция)
Высадили нас на въезде в город Артвин. Пришлось пройти на нужное нам ответвление, чтобы снова встать в “голосующую” позу. В этом районе с автостопом хуже, многие машины просто пролетают мимо. Даже странно, ведь если верить карте, дорога одна, никуда не сворачивает. Свой транспорт мы в любом случае дождались, это была пожилая пара, которая высадила нас на перекрестке на Ардахан. В этой точке тоже пришлось немало постоять.
Какой-то мужчина вышел из маршрутки, поворачивающей в другую сторону и встал на противоположной стороне дороги от нас. Похоже, местный “стопщик” образовался, что конечно маленько раздосадовало. На горизонте за мостом показалась фура с желтой кабиной.
Мы подняли руку, и машина медленно затормозила. К кабине тут же рванул наш “конкурент”, да и к машине он стоял ближе. Но водитель по какой-то причине отказал ему, дождавшись, когда к двери подойдем мы. «Местный стопщик» так и остался стоять с вытянутым лицом, пока мы залезали в фуру. Водитель был стандартного типа: болтливый, не выспавшийся, фиг знает сколько просидевший времени за рулем, и как всегда приставучий (к моей персоне). Один плюс, ехал он почти до самого Ардахана, поэтому пришлось терпеть и говорить, не понимая друг друга. Теперь дорога постоянно шла в гору, за окном замелькали шикарные пейзажи, перепутываясь с облачной мглой.
Чувствуешь скорое приближение чего-то родного, когда видишь такие картины за окном.
Единственный минус, в горах становилось холодно по мере продвижения наверх. Поэтому, когда нас высадили на дороге, где кроме полей и пронизывающего ветра не было ничего, мы полезли в первую же канаву, чтобы сменить летний вариант одежды на более подходящий.
До Ардахана довезли на легковушке, где немного согрелись. А вот через сам город пришлось топать пешком. Здесь-то мы и встретили русскоговорящего киргиза, у которого решили спросить дорогу. Он указал направление, а потом все пытался заверить нас, что автостопа в Турции не существует. Ну да, мы ж сюда телепортировались из Стамбула.
к содержанию ↑Договаривайся “на берегу”!
За городом мы остановили машину с тремя курдами, которые мне больше напоминали индусов. Так как дело было близко к границе, а как известно на приграничных трассах автостоп не очень, то мы решились ехать с этими ребятами, хоть они мне и не понравились. Я села у крайней двери сзади, отделенная от мужчин моим спутником, поехали.
По дороге мужики пытались что-то спрашивать на турецком, я решила сделать вид, будто хорошо знаю язык, чтобы они между собой ничего не затеяли. Когда они задавали вопросы, я отвечала одним-двумя словами по-турецки. В некоторых случаях я понимала о чем речь, и просто кивала головой. Ребята реально мне поверили, когда один курд сказал другому “Девчонка знает турецкий, спроси у нее”. Но слишком привлекать к себе внимание тоже не хотелось, и иногда я игнорировала вопросы.
Мы с ними проехали еще один перевал с таким туманом, что не было видно ничего на расстоянии 10 метров.
Курды настолько “расщедрились”, что предложили подвезти до границы, хотя мы их не просили и, как я поняла, им туда тоже не нужно было. Мы доверчиво поверили в их альтруизм и согласились, но через несколько километров случайным вопросом выяснилось, что у нас «нет денег» на оплату проезда, и мужики резко затормозили. Один из них выскочил, начал орать, что как у нас нет денег, ведь машина требует бензин и все такое. Открыл багажник, сгоряча начал вытаскивать наши вещи. Потом, видать сообразил, что только этого мы и ждем. Оставшийся рюкзак моего друга прижал к себе, чуть не оторвав одну из лямок. Мой спутник потянул с силой рюкзак на себя, в свою очередь по-русски наехал на него, что мы не просили подвозить нас туда, куда им не нужно. От неожиданной реакции с нашей стороны курд ослабил хватку и рюкзак оказался в наших руках.
Быстро натянув вещи, мы игнорируя негатив, пошли дальше, надеясь что этому придурку не взбредет в голову бежать за нами или не дай Бог размахивать кулаками. Но, психовал он сильно. Самое удивительное, что водитель ни слова не сказал. Всегда бесит в автостопе, когда начинает «попрошайничать» не хозяин машины.
Мы понимали, что до границы придется «брать» еще одну машину. Как по заказу автоматически рядом с нами остановилась легковушка с дедулей за рулем. Еще пребывая в возбужденном состоянии, мой друг прямо через окно ему заявил “пара йох” (денег нет). Тот оторопел, и начал что-то лепетать про евро и доллары, мы захлопнули дверь машины и отправились пешком дальше. Дед от неожиданности замолчал, а когда мы уже достаточно прошли, то окрикнул, что подвезет бесплатно. Мы вернулись, а водитель всю дорогу усмехаясь повторял “пара йох…. хех”, пока мы не доехали до пограничного пункта.
к содержанию ↑Прохождение границы Турция (Тюркгюзю) — Грузия (Вале)
Никогда так не радовалась первым грузинским домикам, видневшимся с правой стороны. Ощущение было, будто возвращаешься домой. Однако, сначала нужно пройти посты. Турецкий прошли сразу, а вот на грузинском застряли. Хоть граница считается не популярной, у нее есть один минус. В окне, где можно обменять валюту одновременно выдавали визы иранцам, коих выстроилась целая очередь. А молодой человек, который все это дело оформлял, похоже, совершенно никуда не торопился. Нам, конечно, виза не нужна, однако из-за иранцев мы провели на этом пункте не меньше двух часов. Я думала, ночевать здесь придется, ан нет, на закате мы таки выбрались на свежий воздух.
До деревни Вале было еще около 6 км, но в такой поздний час я даже не знаю, кто мог туда подкинуть. Дороги пустовали, только на бензо-заправках стояли турецкие легковушки, затариваясь местным дешевым бензином.
По мере спуска в долину также медленно заходило солнце за горизонт. А мимо еще ни одного автомобиля не проехало. Слева я увидела пчелиные домики и сарай, откуда кто-то махал рукой, крича “хелло” и явно призывал подойти. Первые грузины, я готова была лететь к ним навстречу, хотя бы просто чтобы поговорить по-русски. В проеме двери стоял мужчина и звал выпить с ним чашечку кофе. Когда он услышал русскую речь, то удивился и обрадовался не меньше нашего.
Нас угостили кофе с конфетами, спросили, куда идем. Оказалось, что это совершенно не грузины, а армяне! Вообще вся деревня Вале принадлежит армянам и немножко русским. Ну и дела. И, конечно, куда же без кавказского гостеприимства, нас сразу же пригласили в домик в деревне.
Сын мужчины примерно нашего возраста (Эдуард) отвез нас туда на “буханке”. Деревня внешне выглядела как в России и дороги в хлам, как у нас. Но я готова была расцеловать все колдобины, так я по ним соскучилась.
к содержанию ↑Армянское гостеприимство в деревне Вале
Дом был большой в два этажа. Однако, в нем редко задерживались больше нескольких часов, ибо каждый член семьи где-то работал чуть ли не сутками: то в поле, то на пасеке, то на тракторе, то в коровнике. Так и сейчас здесь было пусто, так что горячий ужин пришлось готовить самостоятельно. Надо признать, я уже сто лет ничего не готовила. На скорую руку из всего, что имелось состряпали ужин из омлета и салата, все остальные соленья-варенья нашлись в кладовых дома.
На ужине собралось народу больше, чем предполагалось. Подтянулась бабуля с отцом, и Эдик пригасил двух своих друзей. Непонятно зачем, то ли на нас поглазеть, то ли это у них в привычку. Друзья естественно подвыпившие, один помоложе и тихий, а второй постарше и наглый. Последний некоторое время жил в России, но его оттуда выперли. Если судить по характеру, то я даже догадываюсь, за что. За время, проведенное за столом, этот товарищ вел себя настолько вызывающе, что бабуля Эдуарда, наконец, не выдержала. Старая женщина обматерила наглеца на армянском и русском, а в догонку запустила в него табуретку. Не смеяться было невозможно. Видать, этот товарищ тут всем не нравился. Не понимаю, за что такой добрый и работящий Эдуард называет ЭТО другом.
Завершился ужин более спокойно, нас устроили в одной из комнат. Утром было в планах поехать в город Ахалцихе, поглазеть на местную крепость. А сейчас спать, мы устали как волки.
Комментарии через форму ВКонтакте:
Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (14) написали:
мда уж… взаимоотношения с такими людьми как эти курды в машине или вот тот наглый «друг», самое то что отталкивает меня внутренне от таких вот путешествий. хотя опыт даёт колоссальный. чтобы сделал я в такой ситуации даже не представляю. с одной стороны полно людей рядом, вроде ничего такого страшного не должно случиться, с другой стороны ужасно неприятно
Главное не относиться к этому слишком серьезно, а точнее не настраивать себя на негатив. За всю поездку это чуть ли не единичный случай. Просто нужно было договариваться сразу, а мы как-то пустили это на самотек. Не все так страшно, Айдар 🙂
Ох, прям детективная история. У меня аж сердце екнуло, когда читала про то, как с курдами разборки начались с вытаскиванием рюкзака. Там еще фотка такая с туманом на дороге. Бррр Умеешь ты нагнетать обстановку ))
Тому, что вы попали в Грузию, обрадовалась не меньше вашего, а как узнала, что еще и в армянской деревне очутились, то не могла сдержать улыбки. Правда, потом шел рассказ про ЭТО и стало грустно. Что ж, в каждой нации бывает кто-то вроде ЭТО, но все же в Грузии и Армении они скорее исключение.
Я тоже удивилась, встретив такого представителя армянской нации, признаться подобных мне больше не попадалось ни в Грузии ни в Армении, поэтому я считаю эту ситуацию больше исключением.
С курдами, да, мы сами оплошали немного, привыкли, что в Турции все подвозят с удовольствием, вот и расслабились. На приграничных участках всегда автостоп хуже, да и люди мутнее. Как правило народ смешивается — часть из Турции, часть из Грузии может живет, мы так вообще киргиза встретили, менталитет смешивается и получается каша. Также не ожидала у самой границы армян встретить, с учетом того, что они с турками не дружат совсем.
Кстати, как впечатления от автостопа? 🙂
Да, приграничные территории всегда отличаются тем, что там люди немного другие. У меня впечатления от автостопа очень даже положительные. На постоянной основе, конечно, путешествовать так не буду, но изредка можно будет. Во всяком случае, после этой поездки я больше автостоп не отвергаю, как это было раньше 🙂
А вам не надоело стопом кататься за несколько месяцев? Привыкли, или иногда хотелось сесть на поезд, самолет или за руль собственной машины, самим выбрать музыку и катить по дорогам?
Я поняла, что автостоп круче общественного и даже личного транспорта. Вот многие говорят, что на него времени больше требуется, не комфортно и тд.
И только сейчас я поняла, что когда нужно уехать куда-нибудь, где общественный транспорт вообще не ходит, или ходит раз в сутки, то о каком времени речь? Понятно, что все зависит от страны от места, от автостопщика, но в принципе получается быстрее, а зачастую водитель не только до места подвозит, но и до самой достопримечательности, а иногда и целую экскурсию устраивает туда, куда я даже не планировала ехать. Это первый плюс.
Второй плюс, конечно бюджетность, едешь бесплатно. Свой транспорт круто, но он имеет свойство ломаться и употреблять бензин, в некоторых случаях очень дорогой. При пересечении границы многие за транспорт просто немеряные деньги оставляют на лицензии и прочие разрешения. Аренда? Не мой вариант. Брали мы машину в аренду в Тунисе, тряслись все время, как бы где не поцарапать, или «а что это за стук в капоте появился?».
И, конечно же, общение. В автостопе столько интересных людей, столько впечатлений, нового узнаешь кучу, о людях, о традициях, о стране, о других странах, заводишь новых друзей, получаешь помощь. Сколько раз подвозя нас, люди не «отходя от кассы» сразу звали в гости или просто угощали по дороге.
Комфорта не хватает пожалуй в плане жилья, а в плане колес автостоп хорош. Даже шансон в дороге уже не мешает, если есть о чем поговорить с водителем, да и наушники еще никто не отменял 🙂 А многие наоборот стараются угодить пассажиру, готовые поставить любую музыку или даже диск (флешку), если у нас имеется.
И как ты думаешь что лучше: стоять раком в тесном автобусе, где каждый норовит тыкнуть меня в бок или зацепить очередным инвентарем в руках, причем я за это еще и заплатила, а если автобус не дай бог сломался, я должна ждать, пока починят. Или ехать на тачке с ветерком (а то и с кондиционером) на мягком сидении, не спеша разговаривая с водителем, или слушая музыку, бесплатно! Сломались? вылезла, поймала другую тачку, едем дальше.
Как раз все те плюсы, которые ты назвала, мы для себя вынесли из этой поездки. То есть за это мне автостоп определенно нравится! Часто до достопримечательностей стопом добраться гораздо быстрее. Я даже когда вернулась домой, стояла на остановке ждала транспорта, его не было, а я по привычке хотела руку тянуть и машины тормозить, потому что автостоп избаловал, и 5-ти минутное ожидание транспорта на остановке кажется лишней тратой времени)))
Из минусов, как ты уже отметила, могу выделить то, что не всегда комфортно решать вопрос с жильем, так как не знаешь, где окажешься вечером. Это актуально, когда время ограничено. Конечно, если в день проезжать не более 200-300 км, то этот вопрос снимается, потому что можно заранее бронить или договариваться с каучсерферами.
Мой вывод такой: если путешествовать на небольшие расстояния и осматривать достопримечательности, то автостоп рулит, но если нужно просто добраться до какого-то места, расположенного на дальнем расстоянии, то самолет — незаменимое устройство. Например, мы из Казахстана летели на самолете. Билет стоил около 8000. Это прямой рейс Астана-Минск. 4 часа, и я дома. Конечно, это не очень-то дешево, но, если бы мы снова решили проехать обратную дорогу по земле, то потратили бы на это не меньше недели и столько же денег, потому что жилье в России дорогое, а у кого-то останавливаться не всегда есть желание.
Вижу логику в твоих словах. Согласна, если у тебя есть деньги и нет времени, то логичнее взять что-то побыстрее, ибо время-деньги. А если времени много, а денег не очень, то для познания мира и жизни, автостоп самое оно. Для меня самый большой плюс автостопа — это познание чужой страны с уровня местных жителей. Я думала над тем, что прикольно ездить на своем транспорте, но я не узнаю страну, я не узнаю людей, которые там живут. С автобусом все еще хуже, отель-достопримечательность, достопримечательность-отель. Не знаю, как остальных, а меня бы уже через месяц тянуло домой и побыстрее, это из разряда работа-дом, дом-работа. Устается в любом случае, в большинстве своем от городов и всяких памятников, а от людей и природы не устаешь никогда. Спроси меня, что я больше всего запомнила из путешествия? Я начну вспоминать всякие случаи с людьми, как мы в Сербии сидели в компании 50 человек, как с курдами поднимались на Арарат или с ними же ездили на музыкальный фестиваль, как один Армянин подарил нам дорогущий номер в отеле, как грузин устроил экскурсию по столице и приютил, будучи мертвецки уставшим. Как десятки людей по дороге останавливаются, когда не могут подвезти и просят за это прощения, даря взамен, к примеру фрукты.
Для меня это способ познания жизни в первую очередь, прости если слишком серьезно ответила :)) Я думаю, что будь у меня даже достаточно денег, то наверняка я тратила бы их на жилье и достопримечательности, иногда транспорт в труднодоступные места, но автостопом все равно бы пользовалась. Заболела им совсем 🙂
Тут я с тобой согласна. У меня тоже основные воспоминания связаны именно с людьми, и тоже теперь в каком-то роде «больна автостопом». Еще мне кажется, что за границей вдвойне интереснее ездить стопом. Например, я бы очень хотела покататься по Балканам и по Латинской Америке стопом, только желательно с единомышленником мужского пола. В Центральной Амерке я иногда жалела, что была не одна, за счет этого не могла с людьми знакомиться, а уж об автостопе или каучсерфинге не могло идти и речи, потому что мой бойфренд не понимал концепцию условно бесплатного транспорта и жилья.
Автостоп дает свободу и общение, с этим не поспоришь.
Если подытожить, то хорошо, когда есть возможность выбирать. Когда хочется — ездить стопом, но в то же время всегда иметь деньги на то, чтобы позволить себе билет на самолет или общественный транспорт. :))
А что за история с 50-ю сербами? Есть об этом в блоге? Что-то я пропустила 😀
Да, история с сербами есть) Было это у крепости Голубац, лови: http://litetrip.ru/golubackaya-krepost-i-50-serbov-u-kostra.html
Привет! Читаю блог. Очень здорово! Не поняла, почему не сложилась поездка в Иран? Желаю удачи!!
Елена, приветик! 🙂 Спасибо, что читаете, очень приятно это видеть и знать 🙂
Да мы дурака сваляли 🙂 Так то в Трабзоне можно было получить визу легко, но мы подумали, что придется искать где-то ночлег в городе (что проблематично) и опоздаем на фестиваль. Решили попробовать получить визу в Азербайджане, но там уже не дают 🙁
Жаль! Из Турции в Грецию можно было.Там потеплее)))) Мы летом были на о Крит, ради того чтоб оттуда попасть на Санторини. В любом случае желаю вам удачи!
В Грузии, Армении и Азербайджане была в далекие 86-87 по комсомольской путевке))) И так ездили в Тбилиси, подруга у меня гречанка,ездили в гости к ней, но это далеко в горы. А в Тбилиси останавливались у ее родственников.
Мы видели, что из Турции можно сплавать на острова Греции, просто не было такого плана. Тем более если ехать не на острова, то там нужен шенген 🙂
86-87….ого!!!! Классно! Я думаю, с тех времен сильно все изменилось))