Содержание статьи:

В поездке по Армении я решила заглянуть в одно из мест, которым давно терзают мое любопытство местные жители. Речь пойдет о чисто русском селе Фиолетово, подобных которому по несколько штук есть не только в Армении, но и в Азербайджане и Грузии. По факту в Армении два села Фиолетово и Лермонтово. Находятся они друг от друга буквально в 10 км. Думаю, достаточно будет посетить одно из них, чтобы узнать о необычных русских жителях в Армении.


Как добраться

Сначала нужно добраться до Армении:

Деревни Фиолетово и Лермонтово находится где-то на середине трассы между армянскими городами Дилижан и Ванадзор. Если ехать со стороны Дилижана, то ближайшим (15 км) к нему будет Фиолетово), если ехать со стороны Ванадзора, соответственно ближайшим (13 км) будет село Лермонтово.

Для путешествий по Армении можно арендовать автомобиль здесь

к содержанию ↑

На маршрутке

Из Дилижана до Ванадзора ходят  маршрутки несколько раз в день, стоимость билета до Ванадзора 500 драм, вам нужно выйти у села Фиолетово (через 15 км) или Лермонтово (25 км). По стоимости примерно выйдет 200-300 драм, в пути не более получаса. Если вы едете со стороны Ванадзора, схема и стоимость те же, меняется только направление.

к содержанию ↑

На такси

Точную цифру сказать не могу, лучше узнавать на месте в Дилижане/Ванадзоре, но примерно по расстоянию будет около 1000 драм/машина.

к содержанию ↑

Автостоп (личный опыт)

Мы с другом ехали через Ванадзор (на самом деле нам нужно было на выезд поближе к границе). Сам город нам был не интересен, а дело шло к вечеру, поэтому пришлось спешиться для поиска ночлега (с собой палатка).

Как известно, в центр города ехать бессмысленно, палатку там не поставишь, а людей, желающих приютить в маленькой городской квартирке двух путников, не так много. В то же время, останавливаться перед самим городом грозило тем, что мы утром замучаемся ловить попутку, которая смогла бы провезти нас через весь Ванадзор. Поэтому, приметив большой мост и зеленую зону чуть правее, было решено выйти здесь.

За мостом на холме размещались частные домики – это хороший шанс получить вписку или хотя бы попробовать сделать это. Как раз прямо по курсу мы приметили двух мужиков – рыбаков, которые мирно болтали о чем-то житейском. Мой спутник подошел к ним со стандартным вопросом о безопасном месте, чтобы установить палатку. Было видно, что мужики не горели желанием помогать и вообще отвечать на дурацкие вопросы, так как тыкали в разные стороны и пожимали плечами.

Махнув рукой, мы отправились под мост, там виднелась неплохая лужайка с зеленой травой, вполне ровное место для ночлега. Вот только тамже находился частный дом, около которого шли активные строительные работы.

Армения. Ванадзор - частный дом.

Не зная границ частной территории, мы решили на всякий случай уточнить этот момент у парнишки с граблями, оказавшегося ближе всего к нам. Тот что-то неуверенно промычал и быстро убежал в дом. Я так и не поняла, это отказ или как?

Через некоторое время из дома вышла женщина – армянка. Нам повезло, что она хоть как-то знала русский, потому что на повторный вопрос, она ответила, что мы можем расположиться в доме на первом этаже. Правда из-за стройки там было необходимо прибраться. Хозяйка только переехала с семьей в новый дом, точнее в старый, которому очень срочно требовался капитальный ремонт. Не хотелось лишними заботами нагружать женщину, но та настояла, уже начиная приборку на одном из первых этажей.

Муж Розы (так назвалась женщина) был на работе, но здесь народу и так хватало. Трое парней, одного из которых мы встретили у ворот, были помощниками в “реставрации” дома, причем, как я поняла не совсем “нормальные” по умственному развитию, зато очень добрые и сильные.

Армения. Ванадзор - рабочие в частном доме.

Кроме того, в доме были еще двое детей – мальчик, “шило”  в одном месте которого просто не давало ему сидеть на месте и его старшая сестра.

Армения. Ванадзор - дети Розы.

Чуть позже Роза позвонила мужу и рассказала о нас, он сильно удивился, что жена не пригласила нас в дом и сказал, чтобы она исправила ошибку. Нам было и внизу неплохо, тем более это чудо, что женщина без совета мужа вообще разрешила зайти нам в дом. В итоге мы переселились на второй — жилой этаж.

Если кратко, то семья Розы изначально жила в маленькой квартирке Ванадзора, но они давно мечтали о своем доме. И вот однажды она увидела объявление о продаже одного из старых частных домов.

— Да, он старый и требует много работы, но это мечта, – рассказывала хозяйка свою историю. – Только сроки продажи были ограничены и денег нам не хватало, тогда мы решили, что если сможем за 2 недели продать нашу квартиру, то этот дом будет наш. Представляете, почти в последний день завершающегося срока нашелся покупатель на квартиру, а у нас появились деньги на дом.

Жили они бедно, муж работал в милиции и его денег еле-еле хватало на то, чтобы дети были сытыми и одетыми, не говоря уж про ремонт. Тогда Роза решила попробовать заняться шитьем и у них появились дополнительные средства, которых все равно не хватает.

Хозяйка мечтает завести свое хозяйство с кроликами, курами, коровами. Как вы понимаете, для этого всего нужны финансы, но она верит, что у них все получится. Очень нравится смотреть на таких людей, которые не просто верят в свою мечту, но и переставляют ноги к ее осуществлению.

Армения. Ванадзор - армянская семья.

Утром мы познакомились с мужем Розы, а она в дорогу напекла нам наивкуснейшего домашнего хлеба. Такой хлеб можно было есть без всего, настолько вкусным он был. У Розы же мы уточнили, как лучше добраться до деревни Фиолетово, которая нас интересовала, а на выезд из Ванадзора нас подкинул на своей старенькой ниве ее муж.

 

Дорога Ванадзор-Фиолетово

Впервые о чисто русских деревнях на Кавказе, мы услышали в Азербайджане. Местные жители утверждали, что в этих деревнях живут какие то “мифические” люди с золотыми руками: “а домики у них стоят ровненько один к одному, мужчины ходят в рубахах, бороды не бреют, а женщины в длинных платьях и платках, как мусульманки. Кстати, девушек своих они за мужчин других наций не отдают, да и сами на чужих не женятся. Не курят они совсем и не пьют, свинину не едят, зато мастера из них какие…по всему миру ценятся”. Называли же жителей таких деревень молоканами. В Азербайджане подобная деревня носила название Ивановка, но туда нам было совсем не по пути.

А когда мы услышали, что похожие села есть в Армении, мы обещали себе, что обязательно туда заглянем. Вот в их сторону мы и направлялись. Армяне предупреждали, что жители сёл неразговорчивые и на контакт идут с неохотой, поэтому если уж поболтать не получится, хоть поглазеем. Я и подумать не могла, что это произойдет так скоро.

Почти сразу после того как скрылась “нива” за горизонтом, перед нами остановилась другая, поновее. За рулем сидело двое ребят в выглаженных рубашках. Я сразу прикинула, что наверняка, городские и спросила, не по пути ли нам до Фиолетово. Те переглянулись и с улыбкой заявили, что по пути.

Меня, конечно, удивил их практически чистый русский язык, но мало ли в столице армян, которые не жили в России. Кроме того, ребята говорили чересчур правильно, без слов паразитов, не торопясь. А рассуждения у них были больше похожи на вырезки из философских фраз. И тут в разгар интересной беседы я не выдержала:

— Простите, а какой вы национальности, уж совсем не похожи на армян?
— Русские мы, – рассмеявшись ответили ребята, – как раз те молокане, которых вы смотреть едете. Мы, кстати, тоже в Фиолетово направляемся в гости, так что нам по пути.

Мы с Андреем так и опешили, ненадолго потеряв дар речи, вот вам и “нелюдимые”. Я просто не могла отпустить ребят без ответов на накопившиеся вопросы. Вот только отвечали они очень хитро, часто незаметно уводя разговор в сторону или на другие интересные темы. Все же кое-что за короткий промежуток времени нам удалось “урвать”.

Так выяснили, что молокане – это разновидность христианства. И само название происходит от метафоры “духовного молока”, которое упоминается в религии и в Библии. Подробнее ребята рассказывать не стали.

В села Лермонтово и Фиолетов их предков сослали еще при Екатерине, с тех пор так и живут, соблюдая старые традиции и веру. К примеру, у них нет поклонения образам Бога (Иисуса) как у современных христиан, то есть у них нет ни икон, ни крестов, ни церквей. Бог живет у них в сердце, в душе, ему не нужна форма, чтобы существовать. А вместо церквей у них специальные дома для собраний, куда они ходят на “молитву” (не знаю, как это правильно у них называется).

Армения. Село Фиолетово - дома.

Женщины в селе действительно носят длинные платья и платки, а девушек не то что за другие нации, даже за “других” русских стараются не отдавать, то есть не смешиваются. Но в настоящий момент село осовременилось и многие уезжают на заработки в Россию, в Москву, причем славятся настолько первоклассными мастерами, что их кандидатуры рассматривают вне очереди. К примеру, село Фиолетово считается самым богатым.

Пить, курить, бездельничать, у них не принято. Семьи большие и крепкие, детей не меньше 5, а разводов практически не бывает. Если случается в деревне какая-то проблема, тот же развод, то стараются решать всем селом.

С каждым ответом вопросов возникало все больше, но мы для ребят тоже были интересны, и они старались переводить ответы на вопросы уже в нашу сторону. Мы рассказывали о себе, обсуждая различные темы: религия, семья, общество, и в целом о жизни.

Я была сильно удивлена, когда перед самым выходом они спросили, какой мы нации, судя по их реакции они не ожидали ответ “русские” и сказали напоследок, когда мы уже вылезали из машины: “Побольше бы таких русских, ребята, удачи вам!”.

к содержанию ↑

Село Фиолетово

А вот и село. Обычная русская деревня в период своего расцвета. Я думаю в советские годы именно так и выглядели российские села, не видавшие ничего кроме рабочих заботливых рук. Хотя сами жители деревни говорят, что дома старые, в них еще их деды жили, так что помощь бы им не помешала. Видели бы они наши деревни… Хотя некоторые наверняка видели.

Армения. Село Фиолетово.

Сначала на глаза нам как назло никто не попадался. Ни праздно шатающихся, ни просто любопытных глаз в окнах мы не заметили, пока не дошли до середины, где виднелась какая-то толпа.

Вдоль дороги в два ряда были выставлены горшки с каким-то съестным, а подальше самовары на углях.

Армения. Село Фиолетово - самовары на углях.

Тут же с лопатой я заметила первого жителя села Фиолетово. Хм, когда его фотографировали ни слова не сказал.

Армения. Село Фиолетово - горшки с едой.

Как вам мужчина? Пройдя метров 100, мы заметили целую группу таких. Подойдя чуть поближе и увидев любопытные взгляды, мы поинтересовались, что это у них тут намечается. Вот что-что, а ответа “похороны” я вообще не ожидала услышать. Ни одного человека в черном одеянии, никто не скорбит, а дети одеты так, будто на самом деле какой-то праздник.

Армения. Село Фиолетово - дети.

В горшках была лапша с мясом, а в самоварах чай соответственно. Женщин же я не увидела вообще. Только один раз в мимо проезжающем лексусе на пассажирском сидении приметила девушку, как из русских народных сказок.

Доставать мужчин вопросами мы больше не стали, тем более нам удалось и так уже немало узнать из первых уст. Так что отойдя чуть подальше в деревню, мы присели под кустом, чтобы перекусить свежим армянским хлебом, испеченным Розой. А потом выбрались на трассу в обратном направлении.

Армения. Село Фиолетово - дорога.

Больше нас в Армении ничего не держало, можно было двигаться на выезд – в сторону российской границы.