Содержание статьи:

Приветствую друзья. Наконец выдалась минутка, чтобы продолжить наше самостоятельное путешествие по Крыму 2015. На повестке дня у нас очередное место, достойное внимания и посещения – Бухта Балаклава со старой крепостью Чембало, музеем подводных лодок и множеством живописных пейзажей. В статье я как всегда расскажу, как мы искали жилье в Балаклаве и в общем о ценах.


Как добраться до Балаклавы.

Из Севастополя: если вы находитесь недалеко от авто или ж/д вокзалов, то нужно сесть на маршрутки № 17, 20, 24, 25, 26 или троллейбус № 20 и ехать до автостанции “5-й километр”. Отсюда до Балаклавы можно добраться на автобусе №9. Кстати, проезд стоит всего 10 руб.

С мыса Фиолент: можно уехать только в сезон (июль, август) на катере прямо с Яшмового пляжа. Катер ходит каждые 40 минут с 10 до 18 вечера.

Однако, мы прибыли в Крым в не сезон, поэтому пришлось с мыса Фиолент возвращаться до Севастополя на автостанцию “5 километр”, а оттуда уже ехать до Балаклавы.

Если нужно попасть в музей подводных лодок, то лучше выйти на одну остановку раньше конечной под названием “Оболонь”. А если никуда не торопиться, то можно выйти на конечной «Площадь 1 Мая», прогуляться по набережной, а затем не спеша дойти и до музея.

к содержанию ↑

Музей подводных лодок в Балаклаве.

В нашем случае из-за неведения получился второй вариант, так что пришлось немного прогуляться в обратном направлении, до поворота налево. Дорожка прямо скажем не музейная: какие-то высокие заборы с колючей проволокой, пыльная дорога. У редких встречающихся прохожих волей неволей хочется уточнить, верно ли мы движемся к цели.

Оказалось, что верно. Каких-то 1,5 километра и мы на месте. Музей работает с 9 до 17 ежедневно и без выходных. А осмотреть музей можно двумя способами:

  1. Катер с гидом – стоимость такой экскурсии 250 руб. с человека. Катер отправляется по каналу, по которому раньше проплывали подводные лодки. Время экскурсии около 1-1,5 часа.
  2. Пешая экскурсия с гидом – начинается в определенное время, через каждые 2 часа. Стоимость 150 руб. Как говорят сами гиды, интереснее пройтись пешком, потому что можно увидеть не только подземные залы и коридоры, но и сам водный канал.

Крым. Балаклава. Музей подводных лодок. Проезд по каналу.

Мы естественно выбрали второй вариант. Правда за спинами у нас все еще висели рюкзаки и я рискнула спросить у кассира, где бы можно было их оставить. Женщина попалась приветливая, поэтому мы спокойно поставили рюкзаки здесь же в кассовой будке, вытащив предварительно теплые вещи, в музее обещалось быть холодно – всего 13 градусов.

Группа собралась, и мы отправились на экскурсию по бетонным коридорам некогда военного секретного объекта.

Крым. Балаклава. Музей подводных лодок. Карта.

Почти сразу в послевоенные годы Балаклава стала закрытым военным городом, куда не пускали ни туристические группы, ни даже в гости к родственникам. Оно и понятно, ведь вся бухта была заставлена военными судами, а в горе, ограждаемой бухту с западной части, построили секретный стратегический объект по ремонту и обслуживанию дизельных подводных лодок. Лодки заходили в сквозной тоннель со стороны бухты, а выходили в открытое море.

Плачевное состояние было у данного объекта после объявления независимости Украины и вывода из Балаклавы всех военных судов. Охраны здесь не было, и секретный объект чуть было совсем не пришел в упадок, пока в 2003 году не решили сделать военно-морской музей “Балаклава”.

Я думаю нет смысла проделывать работу экскурсовода и рассказывать обо всем подробно. Кратко скажу, что за время экскурсии наша группа с удовольствием посетила несколько залов:

1. Минно-торпедная часть, где проводилась проверка и перевозка вручную на специальных тележках боезапасов подлодок.

Крым. Балаклава. Музей подводных лодок. Ракета.

2. Переход через морской канал.

Крым. Балаклава. Музей подводных лодок. Переход через морской канал.

3. Сухой док для ремонта подводных лодок;

4. Зал арсенала, где некогда изготавливались снаряды, а сейчас представлена довольно большая экспозиция музея с застекленными стендами, макетами лодок,

Крым. Балаклава. Музей подводных лодок. Макет.

сценами с манекенами военного экипажа и т. д.

Крым. Балаклава. Музей подводных лодок. Экипаж.

Лично меня поразило вот такое снаряжение для боевых дельфинов.

Крым. Балаклава. Музей подводных лодок. Снаряжение боевого дельфина.

Представляете себе седло для дельфина? Очень удивительно и интересно.

5. Погрузочно-разгрузочная площадка уже на выходе из музея.

6. И конечно же множество коридоров с макетами боеприпасов,

Крым. Балаклава. Музей подводных лодок. Боеприпасы.

информационными стендами

Крым. Балаклава. Музей подводных лодок. Стенды.

и вот такой миленький батискаф военных лет.

Крым. Балаклава. Музей подводных лодок. Батискаф.

Экскурсия длится 1,5 — 2 часа, охватывая только половину всей базы, представляете? Здесь будет интересно как мужчинам, так и женщинам, и детям. Это я по себе, наверное, сужу. Однако, мне очень понравилось, советую сходить.

Крым. Балаклава. Музей подводных лодок. Коридоры.

к содержанию ↑

Как мы искали жилье в Балаклаве. Цены.

К моменту, когда закончилась экскурсия, было почти 17 вечера. Самое время подумать о ночлеге. Возвращаться в Севастополь не было смысла, поэтому мы решили поинтересоваться о стоимости жилья в Балаклаве.

На обратном пути из музея, нам попался скромный отель, где цены за комнату начинались от 1600 руб. Естественно такая стоимость совершенно не по карману самостоятельным бюджетным путешественникам. Поэтому мы пошли дальше.

Пребывая в размышлениях, я случайно на перекрестке увидела советского типа столовую, до закрытия которой оставалось около получаса. Чтобы не думать на голодный желудок, мы завернули туда, а поиски отложили на более позднее время. Общепит действительно оказался как в советские времена “первое, второе и компот”. Для тех, кто не слишком привередлив в еде нормально, и по карману не сильно бьет – примерно 250-300 руб. на двоих.

По окончании ужина я на всякий случай поинтересовалась о ценах на частное жилье у работниц столовой. Женщины сказали, что средняя цена за комнату на двоих около 900 руб., да и то в основной части города, а в бухте будет дороже. Но сами они предложить ничего не могли, так как все знакомые уже сдали жилье.

Что оставалось делать? Времени до заката было достаточно, хотелось еще погулять по местным горам, чтобы насладиться видом на бухту. Дорогу на одну из таких вершин я уточнила еще по пути в музей, поэтому перед нами сейчас стоял выбор, либо продолжать искать жилье, либо отправиться в путь на гору, а вопрос с ночлегом отложить на потом.

На сытый желудок все как-то выглядело более оптимистично, поэтому наше решение свелось ко второму варианту. Взвалив рюкзаки на плечи, мы начали подъем на холм. К слову, он начинался здесь же на перекрестке у столовой.

Каково же было наше удивление, а первым же поворотом обнаружить гостиный дом “Листригон”. Дорога здесь разветвлялась, поэтому волей-неволей нам пришлось свернуть к гостинице, чтобы уточнить путь. Навстречу вышел какой-то мужчина, ему-то мы и задали наш вопрос. А заодно и решили уточнить цены на самую дешевую комнату. Мужчина показал нам короткий путь через отель, а за ценами на жилье отправил к администратору.

Крым. Балаклава. Гостиный дом "Листригон".

Наш разговор слышали молодые ребята и крикнули, что они снимают на троих 600 руб. Ого! По моему стоило заглянуть на “ресепшн”. Девушка сказала, что у них есть комната на одну ночь на двоих за 700 руб. Я дважды переспросила, последняя ли это цена и, получив утвердительный ответ, мы таки решили согласиться.

В комнате за такую цену был шкаф, две кровати, тумбочка и выданный администратором электрический чайник. Душ и туалет были на этаже и всего на две комнаты. С учетом того, что мы практически в одиночестве заселились на этаж, неудобств никаких не было.

Если же вы подбираете жилье заранее, смотрите карту отелей ниже:

к содержанию ↑

Вид на бухту Балаклава сверху.

Оставив рюкзаки, мы продолжили восхождение на гору по указанному ранее пути. Уже на следующем пролете стали открываться симпатичные виды на бухту с одной стороны и панорама на город – с другой.

Крым. Балаклава. Вид на город с горы.

На одном из пролетов мы решили “сократить” путь до вершины, поднявшись по узкой тропинке до видневшегося недостроенного дома наверху. Оказалось, что это частная закрытая территория. Об этом нам “намекнули” товарищи в форме с овчарками на поводках. Хорошо, что они были довольно далеко, чтобы мы успели ретироваться почти тем же путем.

Крым. Балаклава. Подъем на гору.

В общем, как выяснилось, никакой вершины здесь не было. А было множество дорог по холмам, ведущим непонятно куда.

Крым. Балаклава. На "вершине".

Правда вдалеке виднелись развалины генуэзской крепости Чембало, но до нее мы решено было добраться завтра утром. А сейчас мы просто дошли до возможной крайней точки на холмах, присели на камнях в окружении замечательных видов и тишины, и просто наблюдали за закатом.

Крым. Балаклава. Вид на бухту с холма.

В отель вернулись к сумеркам, но дома не сиделось, поэтому мы решили совершить поздний “променад” по набережной, встретив где-то в темноте единственную в мире статую А.И. Куприна. Что она тут делает, спросите вы и спросила я себя, когда ее увидела. Оказывается, Куприн в цикле своих новелл “Листригоны” прославил балаклавских рыбаков. Видимо, за эти заслуги Куприн и получил бронзовый памятник на набережной.

Крым. Балаклавская набережная. Памятник Куприну.

к содержанию ↑

Балаклава. Генуэзская крепость Чембало.

Ранним утром мы решили таки посетить остатки балаклавской крепости, некогда носившей название Чембало, а заодно и полюбоваться утренними солнечными видами на бухту теперь уже с другой стороны. До “чекаута” было несколько часов, поэтому мы налегке отправились в новый путь.

Чтобы добраться до крепости, лучше снова пройтись по набережной Балаклавы и далее по лестнице подняться к крепости. На карте это будет выглядеть примерно так:

Правда нам с лестницей как-то не повезло. То ли мы не там свернули, то ли нам не верный путь указали, только пришлось подниматься какими-то дворами и через кустарник.

Крым. Балаклава. Генуэзская крепость Чембало. Подъем.

Сам подъем крутой, но занимает не много времени, минут 10-15, но зато какой вид сверху открывается на бухту.

Крым. Балаклава. Генуэзская крепость Чембало. Вид на бухту.

Сама крепость, или то, что от нее осталось представляет собой руины генуэзской крепости Чембало, построенной в первой половине XIV века. Правда, после недавних раскопок оказалось, что крепость стоит на более древних руинах.

Крым. Балаклава. Генуэзская крепость Чембало. Руины.

Оборонительные сооружения генуэзской крепости в свое время обеспечивали безопасное ведение торговли и противостояние православному княжеству Феодоро. Крепость Чембало занимает большую часть Крепостной горы на левом берегу Балаклавской бухты. А с трех сторон ее окружают стены, упираясь в отвесный обрыв. Где-то там внизу мы заметили что-то плещущееся в морских волнах, не то морские котики, не то аквалангист, отсюда не разглядеть.

Крым. Балаклава. Генуэзская крепость Чембало. Вид на море.

А на вершине стоит самая высокая башня, называемая донжон. Сейчас башня обнесена забором, в котором найти дыру не так трудно. Однако из-за ветхого состояния самой башни и множества настроенных вокруг нее лесов, я не рискнула подниматься слишком высоко.

Крым. Балаклава. Генуэзская крепость Чембало. Вид.

А самую нижнюю башню крепости Чембало мы уже прошли, когда искали тропинку наверх. Она стоит в начале горного склона, недалеко от городского пляжа. Да-да, именно та самая, которую мы не нашли вначале. Однако на обратном пути стало все более понятно.

Крым. Балаклава. Генуэзская крепость Чембало.

В гостиный дом за вещами мы вернулись с запасом в один час. Не торопясь собравшись, мы направились на выход из города. В следующий раз будем добираться до Ялты. Увидимся.

________________________________________________________________________________________________________

к содержанию ↑

Успейте купить свой дешевый авиабилет в Крым! Следите за календарем цен: