Поздновато мы, конечно, решили выехать из Бишкека, но это был единственный верный вариант, не ночевать же во дворах столицы.
На двух машинах мы добрались сначала до города Токмак (кирг. Токмок), а оттуда от памятника легендарному историческому деятелю Манап Бию, нас забрал молодой “кент” в ярком пиджачке до поворота на Бурану.
И последний отрезок мы преодолели с местным киргизом, который очень переживал о нашем сегодняшнем ночлеге. Когда он узнал, что мы едем к башне Бурана, то предложил попроситься в домик к охраннику архитектурно-археологического музея, вдруг разрешит. Так мы и решили сделать.
На въезде археологического комплекса нас встретили два истукана и, слава Богу, еще открытые для посещения ворота. Башню заметить не сложно, потому что относительно полуметровых развалин рядом, она казалась высокой, чем притягивала к себе взгляд. В закатном солнце Бурановская башня выглядела очень красиво. Мы боялись только одного – не успеть взобраться на самый верх. Бурана – это искаженное “монара” (минарет), и с давних времен обозначает всю близлежащую местность.
Башня Бурана (его еще называют Буранинский минарет) – выстроена в X-XIвв. и расположена среди развалин Буранинского городища, в 12 км от города Токмак в Киргизии, на левом берегу реки Чу. Если верить историкам, то городище – это все, что осталось от города Баласангун – древней столицы династии Караханидов (“черные ханы”)
Искать охранника не пришлось, он сам вышел навстречу последним посетителям. Тихий киргиз, после разговора с нами разрешил остаться в его домике. Правда, сказал, что придется нам спать на полу у входа. Не страшно, нам уже не привыкать.
к содержанию ↑Башня Бурана и ее легенда.
Потом он вручил нам ключ от решетки, чтобы можно было подняться на башню. Оставив рюкзаки в домике, мы стремглав бросились к покосившемуся памятнику.
Высота башни (минарета) изначально составляла 46 метров, но после землетрясения осталось всего 24 м. Существует, конечно и другая версия, которая больше является легендой, чем правдой:
“У одного могущественного хана была прекрасная дочь по имени Монара, которой было предсказана смерть от укуса паука в день ее 16-летия. Хан расстроился, и приказал построить высокую башню, в которую поместил свою дочь в полном одиночестве.
Слуги приносили ей еду и воду, обыскивая содержимое корзины и свои одежды вплоть до нитки, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо насекомых. И, наконец, наступил день 16-тилетия Монары, сам хан пришел поздравить свою дочь, счастливый от мысли, что предсказание не сбылось. Он принес дочери гроздь винограда, в которой прятался паук, который и укусил Монару. Девушка умерла, а хан, охваченный горем, так сильно стукнул по башне, что е макушка отвалилась, оставив после развалины, которые мы и видим сейчас.”
Забравшись по лестнице, мы оказались на самом верху, откуда можно было полюбоваться не только закатом, но и окрестностями. Отсюда же мы увидели:
- остатки дворцового комплекса или храма, существовавших здесь до Х в.;
- развалины двух мавзолеев;
- целое поле с каменными изваяниями.
Поэтому сразу после спуска, мы естественно отправились на осмотр всех перечисленных “находок”, более подробным изучением которых занялись утром.
к содержанию ↑Каменные изваяния – “балбалы”.
Каменные изваяния (балбалы) — вид памятников, распространенный на территории Северной Киргизии в местах обитания кочевников — тюрков. Они собраны с разрушенных древнетюркских могильников в основном Чуйской долины, но есть и статуи с Иссык-Куля и Тянь-Шаня.
На территории археологического музея насчитывается 80 скульптур, которые представляют собой фигуры с тщательной проработкой лица, прически и прочих предметов, но встречаются и примитивно выполненные изваяния. Теперь вы понимаете, почему мы досматривали их утром, хотелось просмотреть всех :).
До распространения ислама такие скульптуры устанавливались на могилах или ритуальных сооружениях самих тюрок. В коллекции в большинстве своем можно встретить изображения мужчин–воинов, реже — женщин.
к содержанию ↑Памятники – эпиграфики.
Представлены надгробными стелами с надписями на арабском языке. Собраны с мусульманских кладбищ в ближайших к Буранинскому городищу местах и датируются XIV – первой половиной ХХ в. На стелах можно увидеть изречения из Корана, а также имя и год смерти покойного.
Наскальные рисунки – петроглифы.
Петроглифы в виде изображений различных животных (преимущественно оленей) можно увидеть на камнях, выложенных несколькими параллельными рядами. На территории Киргизии наскальные рисунки можно встретить в районах Нарына, Иссык-Куля, Таласа, Алая и др. Датируются II тыс. л. до н. э. – XVIв.
Каменные орудия труда
Кроме каменных изваяний, я был удивлен встретить здесь вот такие каменные “колеса” — мельничные жернова (X-XIIвв.), найденные на территории Буранинского городища.
Ночевка на территории Бурановского городища.
Гуляли мы по территории археологического музея практически до темноты, не помню, кода последний раз памятники архитектуры вызывали у меня такой интерес.
Кстати, всю историю можно прочесть прямо на территории городища, рядом с домиком поставили специальные “железные книги” на двух языках – русском и киргизском.
Мы вернулись к охраннику, он как раз чайник вскипятил, угостил чем было: помидоры, печенье, яблоки. Мы тоже достали все съестное, что в рюкзаке нашли. Жаль только киргиз не разговорчивый попался, решили пойти спать, чтобы не сидеть в напряженной тишине.
Как я уже сказал, утром мы повторно прошлись по территории Бурановского городища, и напоследок за помощь охраннику и за билет оставили по его просьбе 10 сом (7 руб.). Последнее, что хотелось посмотреть в Киргизии – жемчужину этой страны Иссык-Куль. Я понимал, что это большое озеро со всевозможными туристическими тропами по близлежащим горам, на которые у нас уже ни сил, ни желания. Но быть в Киргизии и даже не взглянуть на Иссык-Куль – это преступление, как сказали бы многие из путешественников. Поэтому решено, завернем туда по пути домой.
Добавить комментарий