- Как добраться из Янгона
- Такси + автобус + грузовик (личный опыт)
- Поезд + автобус + грузовик
- Такси + грузовик
- Экскурсии из Янгона
- Карта ключевых мест Янгон-Золотой Камень
- Город Кинпун (Kin Pun)
- Отели в Кинпуне и на горе у Золотого Камня
- Поездка на грузовике Кинпун — Золотой Камень
- Пагода Чайттийо (Золотой Камень)
- Полезная информация
- Обратная дорога Золотой Камень — Кинпун — автобус до Баго
После Янгона по маршруту удобнее всего было посетить Пагоду Чайттийо или так называемый Золотой Камень, который находится близ городка Кинпун (Kinpun). Камень этот таит в себе одну из больших загадок физики не только в Мьянме, но и в мире. Забегая вперед скажу, что если вы такой же любитель загадок жизни, как я, то Пагода Чайттийо стоит посещения на 100%.
к содержанию ↑
Как добраться из Янгона
В Янгоне мы постарались посмотреть по максимуму, хоть и был выделен на этот марш-бросок всего 1 день. Пора двигаться дальше.
к содержанию ↑
Такси + автобус + грузовик (личный опыт)
Такси. Похоже, словам мьянманцев не стоит доверять. Таксист, с которым Андрюха (наш попутчик-немец) договорился еще вчера вечером, опаздывал на 20 минут, так на автобус мы не успеем. Расстраиваться не стали, просто поймали на улице Янгона еще одного таксиста. За 8000 чат он согласился отвезти нас и еще двоих немцев, которых мы нашли в нашем отеле, на автовокзал Aung Mingalar Highway Station. Эта станция находится в 20 км (!) от центра города, поэтому как ни крути, а быстрее всего до нее доехать на такси.
Автобус. Любая автостанция Мьянмы имеет большое количество автобусных компаний, уехать до деревни Кинпун проблем нет. Если располагать лишним временем, можно поторговаться (чем и занялся наш попутчик). Особо не обольщайтесь, в любом случае цена будет в 1,5-2 раза выше, чем для местных. Удалось договориться на 5000 чат/в одну сторону вместо изначальных 7000. Мягкое кресло салона автобуса (не забудьте утеплиться, ибо кондиционеры), пол-литровая бутылка воды в «кармане» переднего кресла и 5 часов тряски по местным дорогам (170 км). Несмотря на то, что прямые рейсы до Кинпуна идут каждые полчаса, начиная с 7 утра и до 13 дня, уехать мы хотели пораньше, неизвестно, сколько времени придется потратить на камень. Андрюха еще мечтал в лучах заходящего солнца его запечатлеть.
Грузовик. От Кинпуна до Золотого Камня нужно проделать еще путь в 15 км по серпантину. И сделать это придется либо пешком (в гору) либо в кузове грузовика (другой транспорт там не ездит).
Когда до конца поездки остается 3 км, есть возможность спешиться (соответственно проезд до этого места будет чуть дешевле), а отсюда дойти пешком или воспользоваться транспортировкой на носилках.
Грузовик оснащен скамейками без спинок и ремней, вмещает от 30 до 50 человек. И будьте уверены, народу набьется много. Держитесь крепче! Стоимость проезда 2000-2500 чат в одну сторону (оплата в грузовике). В пути около 1 часа с непонятными остановками на маршруте. Грузовик ходит с 06:00 до 18:00. Есть возможность ночевки в деревне Кинпун и на горе, где Золотой камень. Подробнее о грузовике читайте ниже.
к содержанию ↑Поезд + автобус + грузовик
Поезд. Из Янгона можно доехать на поезде до деревушки Kyaikto (не перепутайте с названием Пагоды Kyaiktiyo, что примерно в этом же районе). Для этого покупаем билеты (лучше заранее) в Myanma Railways Booking Office, что находится на Bo Gyoke Road. Стоимость 2 класса (ordinar class) — 1200 чат, стоимость 1 класса (upper class) — 2500 чат. Поезд отправляется ежедневно в 07:15, 18:25, 20:00 с центральной станции Янгона (Yangon Central Railway Station). В пути 5 часов, в деревне Kyaikto остановка всего 2 минуты. Обратно в Янгон отправление отсюда же в 12:30 каждый день.
Автобус. После выхода из вагона тут же недалеко находится автостанция, откуда до Кинпуна ходят небольшие грузовички (автобусы). Стоимость проезда 500 чат, в пути 30 мин.
В Кинпуне пересаживаемся в Грузовик, как описано выше. По факту это самый дешевый способ доехать до Золотого Камня из Янгона, но самый долгий — порядка 7 часов.
к содержанию ↑Такси + грузовик
В Янгоне есть возможность сразу заказать машину с водителем до городка Кинпун. Найти таковую можно в янгонских тур-агентствах. Стоимость точно не скажу, но примерно от 150$ за 2 дня с ночевкой, можно попробовать договориться на 1 день (не забываем торговаться). В любом случае, не дешевое удовольствие, зато быстрое — до Кинпуна всего 4 часа езды.
к содержанию ↑Экскурсии из Янгона
Дневной тур на Золотую гору — длительность 11 часов, место начала — ваш отель в Янгоне, язык английский
Целый день на Золотой Горе — длительность 1 день, место начала — ваш отель в Янгоне, язык английский
Групповой тур «Golden Rock» — длительность 12 часов, место начала — центр Янгона, язык английский
Карта ключевых мест Янгон-Золотой Камень
к содержанию ↑Город Кинпун (Kin Pun)
Еще не доезжая до места назначения, в автобус заскочил какой-то паренек — местный помогала (таких в Мьянме на каждом шагу…). На очень сложном шепелявом «английском» предлагал услуги какого-то отеля. Мозги промывал довольно долго, а так как временем мы не располагали, так и быть, пошли «гуськом» за молодым мьянманцем.
Деревянный отельчик, куда привел «провожатый» больше напоминал летний домик. Администратор показал номера за 10$. Такую цену платить за маленькие деревянные клетки без кондиционера мы не собирались, а хозяин оказался еще тем вредным старикашкой. Искать что-то другое или спорить с администратором, не было времени, поэтому решили оставить здесь сумки, посмотреть Золотой Камень и вечерним автобусом уехать в Баго. Главное успеть – было девизом сегодняшнего дня! Старик даже за сумки попросил денег, в чем наш спутник немец наотрез ему отказал.
А пока направились к продавцу билетов на вечерний автобус до Баго. Продавец оказался более дружелюбным и продавать билеты не стал. В чем же дружелюбие? Он просто позаботился заранее о нас и себе: последний автобус до Баго был в 18:30, а последний транспорт с горы, где находился Золотой Камень – в 18:00, так что если мы не успеем, то потеряем деньги, а у билетера будут лишние проблемы. Тут же в кафе девушки согласились «приютить» наши рюкзаки с обещанием Андрюхи, что мы у них потом поужинаем, если успеем, конечно.
к содержанию ↑Отели в Кинпуне и на горе у Золотого Камня
Если открыть гугловскую карту, то вариантов отелей и гестхаусов можно найти много. Печалит факт, что не все из них имеются в онлайн системах бронирования. Да и на те что есть хорошие места быстро раскупают.
Заночевать можно в двух местах: в городе Кинпун (внизу) и на горе близ Золотого Камня (наверху). Оптимальным вариантом будет «верх», если вы хотите посмотреть рассвет/закат, ибо грузовик из Кинпуна прибудет к Камню как раз после восхода и последний уедет перед закатом. Если принципиальной разницы нет по времени суток, то в Кинпуне ночь обойдется куда дешевле, чем на горе.
Небольшая подборка:
Один из дешевых в Кинпуне Shwe Hinn Thar — номер на 2 чел, своя ванная комната, включен завтрак, оценка гостей 6.0
Лучший по отзывам в Кинпуне The Eternity Resort — номер на 2 чел, своя ванная комната, включен завтрак, оценка гостей 7.8
Дешевый на горе Golden Sunrise Hotel Kyaikto — номер на 2 чел, своя ванная комната, включен завтрак, оценка гостей 8.2
Дорогой на горе Kyaik Hto Hotel — номер на 2 чел, своя ванная комната, включен завтрак, оценка гостей 6.3
Другие отели в Кинпуне (Мьянма)
к содержанию ↑Поездка на грузовике Кинпун — Золотой Камень
Теперь бегом к ангару с грузовиками до Золотого Камня. При составлении маршрута мы не учли тот факт, что поездка к месту, которое считается третьим по своей «святости» в Мьянме (после Шведагона и Махамуни), выпадает как раз на выходные, то есть на самый час-пик паломников.
Грузовиков в ангаре было немного, и только один из них был заполнен под завязку. Человек 30, а то и больше как кильки в банке сжались в кузове. Мы много прочитали отзывов по данному виду транспорта в здешних местах, но когда ЭТО видишь вживую, то возникают совершенно иные эмоции.
Андрей нашел очередного «заведующего», чтобы уточнить цену. Тот сказал, что если мы поедем до конца, то стоимость будет 2500 чат/чел, если же мы выйдем на половине пути (откуда до камня топать пешком около 3 км), то билет обойдется уже в 1500 чат. Вообще от Кинпуна до святилища 15 км в гору, плюс еще 1,2 км пешком до самого камня. А так как мы уже «съели собаку» на том, что билеты туристам продают дороже, то Андрюха упирался до последнего, пока не понял, что такса на грузовики одинакова для всех. Правда, к тому моменту, когда до него это дошло, мы уже упустили первую машину. Кстати, вторая тоже наполнялась с молниеносной скоростью, мой друг еле успел занять парочку мест на последней скамейке.
Отдельного внимания стоит конструкция «салона», куда мы сели. Грузовик внешне напоминает ЗИЛок, только с очень мощным мотором и полным приводом, все-таки в гору переть. В кабине водителя есть парочка мест, куда обычно сажают либо детей, либо стариков. Мы не относились ни к одной из этих категорий, поэтому разместились в кузове. Кузов «оснащен» поперечными скамейками сантиметров 20 в ширину сидения, без спинок и соответственно без ручек! То есть в случае сильной тряски можно схватиться за «вторые 90» впереди сидящего, а трясет в дороге неслабо. По периметру кузова есть железные поручни, за которые можно держаться тем, кто к ним ближе сидит. Тоже спорное удобство, так как на горных поворотах заносит так, что даже эти поручни не спасут от «полета в неизвестность». В общем, поездка намечалась веселенькой.
Грузовик начинает свой путь только тогда, когда в кузов набирается ровно 45 человек. Мой спутник честно пытался снять весь этот аттракцион на видео, но место досталось неудачное, и фотоаппарат чуть не был утерян. После второй попытки пришлось отказаться от этой затеи. Первые минут 20 поездка действительно напоминает аттракцион в парке развлечений, потому что «колбасит» так, что зубы клацают.
Местные еще с маленькими детьми ездят, чем не цирк? Постепенно привыкается и почти не сводит руки, когда держишься двумя пальцами за обивку передней скамейки.
По дороге встречается односторонняя колея. Перед такими местами, чтобы пропустить встречный грузовик, организованы специальные стоянки, где можно купить фруктов или воды. На одной простояли уж слишком долго.
Половина пути преодолена, отсюда большая часть грузовиков дальше не едет, а паломники могут дойти до Золотого Камня пешком (3 км).
Для особо ленивых придумана транспортировка на носилках, а-ля «почувствуй себя Шахом» — четверо молодых ребят тащат в гору на своих плечах носилки, на которых чаще можно увидеть туристов с рюкзаками, чем паломников. Сколько стоит сие развлечение — не скажу. Пока мы ждали, когда вновь тронемся в путь, какой-то хитрый китаец-турист незаметно для водителя заскочил к нам в кузов. Быстро зарылся в поклаже и сделал вид, будто едет с нами от самой деревни.
Пагода Чайттийо (Золотой Камень)
Два огромных льва у ворот и табличка, призывающая снять тапки, четко указывали на то, что мы на месте.
Для тех, кому не хочется читать слишком много букв, напишу кратко и самое полезное вначале.
к содержанию ↑Полезная информация
- Стоимость прохода для иностранцев 7$, билет в виде зеленого ярлычка на шнурке и его нигде не проверяют
- Фото бесплатно
- Время работы круглосуточно 365 дней в году
- От грузовика до Золотого Камня нужно пройти пешком еще 1,2 км
- Лучше всего, если вам удастся посетить Золотой Камень на рассвете (5-7 утра) и на закате (после 18:00). Именно поэтому сюда едут с ночевкой.
- Жилье на горе есть, но его лучше бронировать заранее и это не дешево
- Можно рискнуть заночевать с паломниками (смешаться с толпой) — возьмите коврик, спальник и теплые вещи (и влажные салфетки)
- Проход, как и везде в Мьянме: закрытые плечи / щиколотки (женщины) / колени (мужчины), босиком
- До Золотого Камня могут дотрагиваться только мужчины, женщины — минимальное расстояние 10 м.
Золотой Камень виднеется уже от главных ворот, грозно свесившись над пропастью на вершине горы Чайттийо (Kyaiktiyo), но до него нужно было пройти еще 1,2 километра пешком.
Где-то на середине пути нас остановил человек в форме, обязав заплатить за проход 7$. Похоже «мзда» касалась только туристов. Андрюха пытался «оказать сопротивление», но с военными не поспоришь, пришлось заплатить. В качестве билета был выдан ярлычок зеленого цвета на шнурке.
Да, тут действительно были толпы народа, многие приезжали сюда с ночевкой на все выходные, устроив целые палаточные поселения.
Вследствие чего, о чистоте тоже можно было забыть, очень жаль, что их религия запрещает топтать святую землю тапками, но не запрещает «гадить», где попало.
Я начала инстинктивно выбирать, куда поставить голую ступню. Что интересно, даже на мотоцикле не запрещено ездить, а вот сандалии – зло. Еще говорят в России много парадоксов.
На меня натянули очередной платок-юбку, так что теперь все внимание «прихожан» занимало разглядывание и короткие смешки в сторону туриста в бейсболке и местном «лонги». Пока добрались до основного камня, успели насмотреться на мини-варианты других золотых камней, типа этого.
Так в чем же загадка Золотого Камня? Почему множество паломников едут именно сюда, когда чуть ли не в каждой деревне есть своя пагода? Особенностью камня является то, что при своих огромных размерах (7,6 м), он бросает вызов гравитации, имея маленькую площадь соприкосновения с вершиной горы и балансируя над пропастью, угрожая вот-вот скатиться вниз. Но этого не происходит уже более 2500 лет. Почему же?
История Золотого Камня: гласит, что в одном из своих земных воплощений Будда отдал прядь своих волос отшельнику Тайку Та, который всю свою жизнь хранил их как великую святыню. При приближении своей смерти, он отдал прядь королю Тису, наказав закрепить эту прядь к камню, по форме напоминающему голову.
Король славился сверхъестественными способностями, которые передались ему по наследству от родителей. И, благодаря им, он нашел нужный камень на дне моря, а с помощью бога Сакры было найдено место на вершине горы Чайттийо. После установки камня, на нем построили пагоду, где и по сей день хранится прядь волос Будды, которая и удерживает валун от падения.
Глядя на камень издалека, как то не верится ни в саму легенду, ни в то, что камень действительно имеет минимальную площадь соприкосновения с холмом. Пока не заглянешь под него…. и вот здесь челюсть в самостоятельном порядке начинает медленно опускаться вниз.
Золотой Камень действительно стоит на площади размером примерно 0,5 кв.м. При этом особые желающие могут попытаться его столкнуть, ощущается небольшая вибрация и качание, но камень не падает (со слов моего спутника).
Очень давно видела какую-то телепередачу на историческую тематику, где рассказывалось о том, как английские археологи и ученые пытались сначала большой толпой, а потом и палками, играющими роль рычага столкнуть этот камень вниз. Не поверите, ничего не получилось! Телевизор телевизором, а когда видишь невероятное вживую, тут всякая логика бессильна.
Огорчил только один факт – женщин к камню за 10 метров не пускают. Поэтому, дорогие девушки и женщины, если вы соберетесь в это священное место паломничества, и вас интересуют не только достопримечательности, но и места с определенной энергетикой, не расстраивайтесь. Если вас не пропустят к камню, даже на таком расстоянии можно ощутить интересные состояния, уходить от камня не хочется вообще. Мой спутник около камня просидел приличный промежуток времени, после чего довольный с сусальным золотом на лбу вернулся обратно.
Сам камень и его основание покрыты сусальным золотом, отсюда его название. В лучах солнца золото отливает каким-то особенным светом. Подойти к камню можно только с одной стороны, именно там слой золота наиболее толстый, спасибо стараниям паломников.
Солнце начало клониться к закату, а народ все прибывал и прибывал.
Нам пора было уже идти в обратный путь, автобус до Баго ждать не будет.
к содержанию ↑Обратная дорога Золотой Камень — Кинпун — автобус до Баго
На стоянке грузовиков была только одна машина, и та наполовину заполненная. Мы запрыгнули внутрь, на сей раз места достались ближе к середине, так что падать будем на мягкое. До автобуса на Баго оставалось меньше часа, Андрюха нервничал, что не успеем. Особенно его переживания по данному поводу усилились, когда мы встали на очередной станции, чтобы пропустить пару грузовиков. Водитель услышал о себе много нового, но не понял, ибо не знает русский язык. Вокруг топтались «легальные попрошайки», тряся алюминиевыми мисками с мелочью, как погремушкой, голова раскалывалась от их шума. Зато отсюда можно было полюбоваться закатом.
Желание Андрюхи сфотографировать Золотой Камень в свете заходящего солнца не осуществилось бы, так как ближе к горизонту появилась дымка, размывшая яркие краски лучей.
Весь обратный путь летели, как на вертолете. Больше всего страдали колени, которыми приходилось упираться на спуске в переднюю скамейку. Солнце село, теперь, из-за кабины водителя лучше было не выглядывать, чтобы не «хапнуть» порцию холодного горного ветра. Повезло, больше нигде не остановились.
В Кинпуне мы были за 5 минут до отправления автобуса, который уже собирал пассажиров. Мы бегом ринулись в кафе за вещами и к билетеру. Около последнего стояла небольшая кучка мужиков. Завидев нас, бегущих с высунутыми языками, они захлопали в ладоши, что нам удалось вернуться вовремя. Не удивлюсь, если на нас ставки делали. Билет до Баго обошелся в 4000 чат за 2.5 часа езды, хотя изначально хотели 6000. Снова сэкономили пару тысяч, неплохо. А про Баго читайте в статье про Баго.
Комментарии через форму ВКонтакте:
Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (7) написали:
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, с какого автовокзала идут автобусы в Кинпун?
Из Янгона — северный автовокзал «Аунг мингалар». Находится сразу за аэропортом в районе Мингаладон. Лучше ехать на такси, так как далеко от центра города до него. Но при желании и наличии времени можно до этого автовокзала от пагоды Суле доехать на автобусе, спрашивайте местных.
Спасибо большое!
..прочёл первый , похожий на правду рассказ . Огромное спасибо !
Рада быть полезной, Владимир!
Здравствуйте, во-первых, хотелось бы поблагодарить за такую подробную информацию, это просто супер — все пароли, явки в одном месте, настоящий клад! Во-вторых, внести свои 3 копейки в этот банк информации. Проверено на своём опыте. Поездка в Кинпуп на поезде. Он действительно отправляется в 7:15 с центрального вокзала и пришёл в Kyaikto в 12:05, а в 12:30 мы уже были в Кинпуне, так что по времени разницы с автобусом почти нет. Зато из Янгона уезжаешь из центра города и билеты стоят 2500 (обязательно нужно брать upper class, там мягкие сиденья. Мы этого не знали и взяли ordinary за 1200, так там деревянные скамейки, но всё равно было здорово!)
И ещё небольшой нюанс, если будете покупать билеты заранее (что вовсе не обязательно), то указанный офис продажи билетов работает только до 15:00.
Здравствуйте, Фёдор! Благодарю и вас за уточнения! Да, upper — это мягкие кресла, в некоторых поездах еще есть sleeper — это спальное место. По поводу расписания и времени в пути, тут как повезет: в Мьянме с этим вопросом все плохо, меняется по 10 раз все. На некоторых станциях можно увидеть разное расписание на один и тот же поезд, поэтому расписание здесь привожу для примерного ориентирования, всегда лучше уточнять на месте. Со временем в пути та же история.
Еще раз благодарю.