Помнится очень давно, я обещала рассказать, как правильно упаковывать рюкзак. Было это после статьи на тему сбора вещей в поездку. На тот момент у меня было мало опыта в этом вопросе. И потом, поход в горы и туристические скитания по миру немного отличаются в приоритете использования вещей, а значит и их размещение в рюкзаке тоже будет другим. Сегодня я сделаю больший упор на длительные туристические поездки с рюкзаком, но общая идея подойдет и для гор и для обычных походов тоже.
к содержанию ↑
Объемы рюкзака в зависимости от длительности путешествия.
Есть разные “весовые категории” рюкзака, точнее их называют объемы. Вот с них и начнем. Для себя я поняла, что оптимальный вес для рюкзака в длительном путешествии должен быть не более 10 кг. Понятно, что все зависит от ваших физических возможностей, количества и объема вещей. Я видела путешественников, которые по 20-30 кг за спиной таскают. Вопрос в другом, насколько это нужно.
- от 40 до 70 литров – это для поездок, укладывающихся в рамки одного отпуска (от недели до трех). За такой короткий промежуток времени климат не будет резко меняться. То есть если мы едем в теплую страну, то берем преимущественно летние вещи, забывая о зимних, и наоборот.
- более 70 литров – длительные поездки более одного месяца, тем более если хочется посетить несколько стран, расположенных в разных климатических зонах, или совместить осмотр достопримечательностей с вылазками по горам.
Мы хоть и собирались в бессрочное путешествие только в рамках летнего периода, но теплые вещи все равно с собой брали. Мой рюкзак объемом 80 литров выходил по весу около 12-13 кг, что я считаю даже много, потому что периодически образовывались пустоты, которые отрицательно сказывались на распределении веса.
к содержанию ↑Как правильно распределить вес в рюкзаке.
Правильно упакованный рюкзак переносит вес с плеч на бедра, в результате чего длительные походы становятся более комфортными. Основное правило упаковки кратко звучит примерно так – самое тяжелое должно размещаться ближе к спине в середине. Условно внутреннее пространство рюкзака можно разделить на три зоны – легкая, средняя и тяжелая.
1. Размещение легких вещей (спальник, коврик). Самые легкие вещи размещают на дне и по бокам рюкзака. Желательно положить туда то, что не понадобится в течение хотя бы суток или даже нескольких. Обычно рюкзаки имеют расстегивающийся нижний отсек, поэтому смело можно положить туда спальник. Коврик в этом плане довольно сложно пристраиваемый. Если путешественников двое, и один из рюкзаков не имеет боковых карманов, то можно оба коврика симметрично разместить на внешних сторонах рюкзака. Только не забывайте, что на очень ветреных участках это может сработать, как парашют (в горах и ущельях). Если коврик один, некоторые советуют размещать его внутри рюкзака вдоль стенок, что положительно скажется на бескаркасных рюкзаках.
2. Размещение вещей средней тяжести (одежда, горелка с топливом). Мы в путешествие горелку не брали, но я знаю, что многие ею пользуются в дальних странствиях. Логично, что горелка может понадобится в течение дня и не один раз, поэтому ее лучше положить сверху. А вот топливо с одеждой можно разместить сразу после спальника ближе к внешней стороне рюкзака, не забыв упаковать все по отдельным пакетам (надеюсь, не надо пояснять для каких целей). Предпочтительнее топливо расположить в центре и обложить вещами с разных сторон, так как для рюкзака туристические дни бывают более активны, чем для его хозяина :).
3. Размещение тяжелых вещей в рюкзаке (палатка, техника типа ноутбука, еда, вода). Так как еда тоже довольно часто используется, то ее лучше положить ближе к верху перед горелкой. А вот палатка и техника должны быть упакованы ближе к спине в районе лопаток. Если есть боковые карманы, то воду можно разместить там, чтобы легче было доставать. В жарких странах “спрос” на воду повышается в разы, а каждый раз лезть в рюкзак, снимая его со спины – пустая трата сил и времени.
4. Самые необходимые вещи (документы, зарядка для телефона, туалетная бумага, дождевик, фонарик и прочее). Думаю тут все понятно без объяснений, такие вещи должны быть всегда под рукой и располагаться в многочисленных боковых карманах или верхней крышке рюкзака. Документы и телефон, конечно можно хранить ближе к телу, но это уже личный риск каждого.
Приведенная выше схема упаковки подходит больше к туристическим пешим походам. Если речь идет о горах, то там схема упаковки чуть-чуть отличается в распределении веса тяжелых вещей. То есть самое весомое должно располагаться так же у спины, но чуть ниже по вертикали для удобного перемещения по “неровностям”, а все остальное примерно так же.
к содержанию ↑Несколько полезных советов для “бэкпекеров”.
1. Самое первое, о чем я часто говорю не только в тематических статьях, но и вообще – это приоритетность и важность вещей, которые вы берете с собой в путешествие или поход. Например, собираясь в мусульманские страны не надо брать с собой открытую одежду, она все равно вам не понадобится. А вместо тяжелого зонта в заведомо сухой климат лучше на всякий случай взять легкий одноразовый дождевик.
2. Для меня, как путешественницы с опытом, самое важное это удовольствие от процесса. Желательно, чтобы ничто не отвлекало меня, особенно тяжелый неудобный рюкзак за спиной. Поэтому уделите побольше времени подбору вещей не только по качеству, но и по весу. Особенно это касается палатки и спальника.
3. Если путешествие предстоит очень длительным, то позаботьтесь о том, чтобы ваш рюкзак уже через месяц не превратился в “тряпку для тузика”. В первую очередь, одевайте рюкзак правильно, не отрывая лямки. Если путешественников двое, попросите товарища вам помочь. Если предстоит поездка в одиночестве, то найдите повыше поверхность, с которой будет удобно одеть “вещьмешок”. И этого не нашлось? Тогда следуйте схеме ниже:
— плавно поднимите рюкзак за лямки;
— поставьте его на приподнятое согнутое колено (к примеру правой ноги);
— держа рюкзак на колене, продеваем правую руку в лямку;
— перекидываем рюкзак на спину с одновременным продеванием второй руки;
— делать все плавно без рывков.
То же самое касается автостопа, не доверяйте водителю укладку вашего рюкзака в багажник, потому что для них действует правило “не свое не жалко”. Я так уже чуть не лишилась лямок. Лучше попросить разрешения сделать это самостоятельно, осторожно держа рюкзак за обе лямки и дно.
Возьмите с собой изоленту и нитки с иглой, чтобы можно было немного “подлатать” рюкзачишко в случае потери его целостности.
к содержанию ↑Выводы.
В заключение хочу сказать, что сбор и упаковка рюкзака напрямую зависит от его “носителя”. Я вам дала основные знания, но самый оптимальный вариант всегда познается эмпирическим путем, то есть через личный опыт. Так что экспериментируйте друзья и делитесь своими знаниями с другими. Прощаюсь с вами, но ненадолго.
Комментарии через форму ВКонтакте:
Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (4) написали:
Ну рюкзак в 10 кило можно одевать как угодно ))) В плане не надо ни возвышений и ни каких ухищрений. А вот с рюкзаком, вес которого приближается к пределу его прочности — всек, что вы написали очень и очень верно (это про одевание).
Кстати вес самого рюкзака — тоже не маленький, даже по сравнению с палаткой и спальником, так что выбирая рюкзак, об этом следует думать не в последнюю очередь.
Приветик, Никит. Я брала с собой рюкзак на 80л. Вес получался с вещами около 12-13 кило (включая палатку), и все равно, у одной лямки шов разошелся. То есть на этот рюкзак оптимально было бы 10 кило. Понятно, что зависит от качества, в том то и дело, что куплен не на рынке, а в хорошем магазе. Хотя заметила, даже в специализированных магазинах сейчас такую ерунду продают, простите, за мой французский.
А что за рюкзак то? Я свой 100л Sinto относил лет 7-8 активной походной жизни (так ему уже лет 15 наверное) и только на Ликийке в этом январе сломались 2 пряжки на лямках О_о просто пополам и не при одевании, а в процессе переноски… А так если в нем меньше 20-ки, я даж и не задумывался — просто закидывал его за спину прям с земли за лямку. Понятно, что при 20+ кило так просто и не сделаешь ), ну с моей комплекцией.
Оба рюкзака NovaTour, но один куплен несколько лет назад, именно он меня устраивает, а второй — совсем новый, и после первой же поездки «сбои». Ну ты ващще 20 кило…что у тебя там? 🙂