Где-то в 100 км. от Уреки есть крепость, именуемая Нокалакеви. Крепость не слишком популярна у туристов, к тому же находится она в относительной удаленности от туристических троп. Лично меня впечатлил возраст крепости и ее история (ранее это было место под названием Айа, куда известные «аргонавты» приплыли за Золотым руном), а вы знаете, как я люблю подобные вещи и труднодоступность достопримечательности в таких случаях не помеха. Итак, всем любителям древностей посвящается…
Как добраться
Мы решили посетить Нокалакеви, отдыхая на пляжах г. Уреки, поэтому добирались до крепости оттуда. Но сначала я расскажу о более доступных дорогах:
к содержанию ↑Из Кутаиси
Маршрутка. Со стороны Кутаиси до крепости Нокалакеви всего 1 пересадка.
Сначала на автовокзале Кутаиси садимся в маршрутку до Мартвили (6 лари), ходят с 8 утра каждые 30 мин. Далее пересаживаемся на маршрутку Мартвили-Сенаки, водителю скажете, что вам надо выйти у крепости Нокалакеви (проезд 1 лари).
Такси. Из Кутаиси можно поискать машинку до Нокалакеви (не уверена в их наличии из-за невысокой посещаемости крепости), стоимость должна быть примерно от 70 лари за поездку.
к содержанию ↑Из Батуми
Маршрутка. Из Батуми ходят маршрутки сразу до Мартвили, на автовокзале Батуми садитесь в нужную маршрутку, ходит ежедневно в 10 и 11 утра, в пути 3 часа, стоимость проезда 15 лари. Далее пересаживаемся на маршрутку Мартвили-Сенаки, водителю скажете, что вам надо выйти у крепости Нокалакеви (проезд 1 лари).
к содержанию ↑Из Уреки (личный опыт)
Мы ехали более сложным путем и с 2-мя пересадками, ибо добираться до Нокалакеви пришлось из курортного городка Уреки.
Уреки-трасса: для того, чтобы оказаться на трассе, где легче всего найти маршрутку, надо сначала выехать из Уреки. Это можно сделать на такси (3-5 лари) или на попутке. При выходе из калитки мы наткнулись на русского, который как раз собирался ехать на машине в Кобулети. Поговорив с ним, он подбросил нас бесплатно до трассы.
Уреки (трасса)-Поти: через дорогу от ж/д вокзала стояли маршрутки, один из водителей сказал, что до Нокалакеви придется ехать с пересадками, а отсюда он сможет довезти нас до Поти (25 км) за 2 лари.
Поти-Сенаки: в Поти недалеко от автовокзала мы запаслись горячим хачапури, пока ждали очередную маршрутку. На сей раз нам нужно было доехать до Сенаки за 3 лари (38 км)
Сенаки-Нокалакеви: на автовокзале Сенаки оказалась всего одна маршрутка (стоимость 1 лари), идущая туда, куда нам нужно. Именно она была набита людьми под завязку. Вдобавок, водитель ковырялся в капоте, когда должен был быть в пути. Я не хотела ехать в этой развалюхе, как селёдка в бочке, и мы вышли из душного микроавтобуса, растерянно озираясь по сторонам, надо было решать, что делать дальше. Рядом стояли и курили трое грузинов, один из которых обратился к нам на практически чистом русском языке. Каким-то чудом он оказался водителем следующего маршрутного автобуса до селения рядом с Нокалакеви. Когда грузин услышал русскую речь, то не смог не заговорить с нами.
Наш новый собеседник рассказал, что некоторое время жил в России, у него там была работа, семья, потом обстоятельства сложились так, что ему пришлось вернуться в Грузию, а теперь чтобы попасть в Россию нужна виза, поэтому все, что у него осталось, это светлые воспоминания о доме. Русские в этой стране встречаются довольно редко, особенно в такой «дыре», где сейчас находились мы, поэтому заслышав русскую речь, он так обрадовался, что «аж мурашки побежали» (цитирую с его слов).
Он довез нас до Нокалакеви через 20 минут после первого автобуса совершенно бесплатно и рассказал, как пройти к крепости не с главных ворот.
к содержанию ↑Заброшенный город-крепость Нокалакеви
Перед крепостью раскинулась река Техура, ее не было видно из-за разросшегося кустарника, но было слышно тихое журчание воды. Я думаю, в сезон дождей она разливалась во все свое широкое русло. Неподалеку виднелся железный мост, по которому мы и пошли. Отсюда реку стало видно лучше и я увидела ее кристально чистые воды с изумрудно-голубым оттенком.
Было решено чуть позже заглянуть к её берегам, а сейчас в конце моста красовалась калитка территории крепости. Насторожило только, что она была закрыта, а засов дополнительно закручен жесткой проволокой. Я не могла поверить, что мы проделали такой путь ради того, чтобы «поцеловать закрытую дверь» и уйти. Рядом с калиткой слева была лестница, уходящая к реке, а сама дверь переходила продолжением в старый советский погнутый забор, размер которого позволял ловко перемахнуть через него двум молодым туристам.
Что посмотреть
Город-крепость Нокалакеви представляет собой древнейший историко-архитектурный памятник Грузии. Название кстати мегрельское (ибо именно мегрелы — потомки данного места) и переводится как «место, где был город»Раньше этот город назывался Археополис, есть версия, что самое раннее поселение датируется 13 веком до н. э. Благодаря своей архитектуре и месторасположению, город считался, практически, неприступным для врага. Это и не удивительно с одной стороны крепости разлилась широкая река Техура, а с другой были очень высокие холмы.
1. Археологический музей. Если бы мы пошли далее по трассе, то сначала слева увидели руины крепости, а еще дальше нас бы встретил музей.
- Стоимость билета для посещения нижней крепости – 3 лари, для групп (не менее 10 чел) – 2 лари/чел.
- Часы работы с 10.00 до 17.00, ПН – выходной.
А так как крепость мы начали изучать с другой стороны, то в музей не попали. Судя по скудной информации в интернете там можно увидеть только керамику, украшения, декор, стеклянные и железные изделия.
2. Византийская стена с воротами. Наверное, самая хорошо сохранившаяся часть развалин Нокалакеви. Судя по толщине и количеству рядов (а их целых 3), у города явно были враги, атаки которых приходилось отражать.
С внутренней стороны сохранилась лестница, можно подняться и окинуть взором территорию древнего города.
3. Храм «сорока мучеников» (VI век). В храме можно посмотреть фрагменты некоторых фресок.
4. Башня (VI век). Часть ограждения внутреннего города.
5. Античные бани. Находятся у южной стены крепости и у того самого железного моста слева (если стоять спиной к мосту). Классические постройки (или теперь уже руины) для того времени.
6. Тоннель к реке. Вот как раз за вторыми банями (что у моста, см. фото выше) находится самое интересное для туриста — тоннель, по которому можно спуститься к реке Техура.
7. Верхняя крепость. Говорят, подняться до верхней крепости с нижней части территории можно разве что с мачете в руках, ибо придется продираться сквозь заросли и колючки. При желании лучше провести опрос среди местного населения, как добраться до крепости обходным человеческим путем (фото из интернета).
8. Горячие источники. На момент посещения крепости мы о них к сожалению не знали, иначе обязательно заглянули бы. Пройти к ним можно, вернувшись по железному мосту (если посмотрите на нижнее фото, то дорога скрыта листвой деревьев слева).
Идти вверх по течению реки Техура порядка 30 минут (2 км) и вы на месте (фото из интернета).
9. Река Техура. Если вы путешествуете по Грузии в теплый сезон, то в реке можно и нужно искупаться, вода там очень чистая. По сравнению с морем, конечно, холоднее, но от жары спасает хорошо. Некоторые приезжают сюда с палаткой, камешки на берегу не большие, думаю вполне удобное место.
После того, как мы освежились, идти дальше стало намного легче. Мы обошли стены, и «как нормальные туристы» прошли по мосту, ведущему к главному входу, посмотрели информационный стенд и развернулись обратно. Охранники, которые сидели в будке неподалеку странно на нас покосились.
Обычно в купе с крепостью Нокалакеви смотрят каньоны Окаце и Мартвили.
к содержанию ↑Поездка из Нокалакеви до Уреки автостопом
Надо сказать, что здесь была совершенная глушь. Не то, что машин, людей по дороге не встретишь. Так что о попутке можно было и не мечтать, хорошо бы автобус обратным маршрутом поймать. Мечты сбываются (пусть и криво) — на обратном пути в автобусе пришлось ехать стоя. До более населенного пункта мы добрались, и то ладно, а дальше только «автостопом». На первой попутке попался добродушный мужичок, не слишком разговорчивый, что тоже неплохо, а то я все вопросы уже наизусть выучила. Где-то в середине пути, он молча остановился у дорожной лавочки. Блондиночка-продавщица еще не успела протянуть ему товар, как у меня в мозгу промелькнула мысль, что это покупка будет для нас. На рынках нас кормили, в лавках всяких тоже, бонусы даже давали, но в дороге еще никто не угощал.
И.. тадааам! — я оказалась права, водитель вернулся с двумя горячими вареными кукурузами (себе он не купил почему-то) и протянул нам. Ну, что тут можно сказать, с голоду в этой стране не умрешь точно. Когда мы уже подъезжали к следующему «перевалочному» городку, водитель заботливо поинтересовался, как мы поедем дальше, так же попуткой или маршруткой. Мы ответили, что так же, поэтому он не стал завозить нас в город, а высадил дальше по шоссе.
Второй «извозчик» оказался круче и по машине, и по статусу, и по скорости. Даже извинился, что несется как сумасшедший, потому что торопится очень. И тут же противореча своим словам, спросил, довезти ли нас до места. Мы, конечно, обнаглели уже и не отказывались, как говорится «дают-бери…». Вот так мы «долетели» с ветерком до Уреки на машинах и с угощением бесплатно за 40 минут, хотя туда потратили времени раза в два больше.
На этом на сегодня все, в следующий раз едем в яркий, шумный, живой город-курорт Батуми.
Добавить комментарий