Содержание статьи:

И снова здравствуйте, дорогие друзья. Как я и обещал, продолжаю повествование о недельном покорении Грузии и Армении. Сегодня в частности – Армении. На повестке блога о путешествиях величественная гора Арарат, которая, как известно, является причиной раздора двух стран – Турции и собственно той, где мы сейчас гостим. Говорят, если прибывшему в Армению открылся Арарат (чаще всего он скрыт в мутноватой дымке, или пик закрывают облака), то страна приняла его. Любоваться «пристанищем Ноевого ковчега» будем со стен монастыря Хор-Вирап. А на десерт вас ждет Гегард (или Гехард), ну вы читайте, читайте, сами все поймете ;).


Утро в тот день выдалось замечательным, хотя бы потому, что в номере, где мы разместились не без помощи нашего армянского друга Армэна, оказался душ. Первым делом я нашел обменник, так что без денег, как это было в прошлые сутки, мы не остались.

Расплатился за ночь с хозяином, оставил рюкзак, и «забронил» комнату еще на одну ночь. На всякий «пожарный» взяли визитку, чтобы иметь адрес, если придется, неизвестно в какое время возвращаться, и очень долго смеялись, когда увидели название места «hotel-sauna-djakuzi».

С деньгами можно было смело заглянуть на рынок. Еще одна особенность: несмотря на то, что фрукты в Армении стоили копейки, армяне-торговцы почему-то всегда за ту же цену взвешивали больше, чем мы просили, это было даже на глаз видно, хотя они утверждали обратное, и ко всему прочему могли довесить что-нибудь в подарок.

Мы купили пару кило персиков, немного кизила и направились к вокзалу маршруток. Быстро нашли нужный автобус. До отправления было еще 20 минут, но сидеть в жаркой машине совершенно не хотелось. Водитель предупредил, что если мы уйдем, то наши места могут занять, предложил оставить что-нибудь из вещей на сиденьях. С собой у нас ничего не было, что можно спокойно оставлять в людных маршрутках, поэтому предусмотрительный водитель дал нам пару бутылок с водой. Оставив их на местах, мы ушли проветриться, а когда вернулись, то автобус, действительно, оказался битком набит, причем большинство людей составляли туристы разных национальностей. Наши места, конечно, тоже заняли, на одном сидела женщина-армянка, а на втором старичок.

Увидев нас, женщина встала, уступив место Миле. Сначала мы, как воспитанные русские, хотели отказаться, но ее рост как раз позволял ей стоять в маленьком автобусе, а вот мой, к сожалению, нет. Поэтому я сел, а Мила устроилась у меня на коленках со всеми фруктами. Злополучные бутылки спустили в ноги, и они всю дорогу мешались не только мне, но и тем, кому так же не повезло с местом.

За время дороги мы успели познакомиться с нашими соседями по сидению, справа сидел молодой человек, хорват, а слева был немец – живенький старичок лет 60. Оба хорошо говорили по-английски, в отличие от нас. Из разговора было понятно только, что старик был уже в Армении в 1974 году, приехал повторно, так как его интересуют старые церкви. Вообще он любит путешествовать со своей супругой, но на этот раз она с ним не поехала. Хорват же в Армении был впервые.

Маршрутка, на которой мы ехали, по-умолчанию не доезжала до самого Хор-Вирапа. Но, водитель, возможно, из-за большого количества туристов, сделал исключение. Поэтому, когда мы высадились, девушка – полячка на ломаном русском попыталась объяснить, что если мы захотим уехать отсюда на автобусе, то придется топать пешком до шоссе около километра. Нас это ничуть не беспокоило, на такие случаи у нас уже был верный вариант – попутка. Я перестал понимать, зачем платить деньги за проезд в неудобном и душном мини-автобусе, если можно проехаться с комфортом и ветерком (а иной раз с кондиционером) бесплатно на любой машине, только рукой махни.

Итак, парочку персиков в зубы и «го» на исследования.

Монастырь-крепость Хор Вирап.

Монастырь основан в XVIIв., и расположен на холме, вблизи от деревни Покр Веди. В старину здесь находился исторический город Арташат, одна из древних столиц Армении.

Армения. Храм Хор Вирап.

Впечатление от всего Хор Вирапа производит только три вещи, которые были наиболее любопытны.

Армения. Храм Хор Вирап.

Армения. Храм Хор Вирап.

Первое, это открывающийся с холма за стенами вид на саму крепость и на гору Арарат. Вот где простор для глаз и фотоаппарата. Весь величественный Арарат как на ладони, и не только он, со всех сторон открывается обзор на многие километры. Только денёк немного жарковат выдался.

Армения. Храм Хор Вирап. Мила.

Армения. Храм Хор Вирап. Гора Арарат.

Второе, это один из служителей церкви с огромными усами, сразу вспоминаются казаки в одном из советских мультиков. Я даже задумался, чтобы отрастить себе такие же, без внимания бы не остался :D.

Армения. Храм Хор Вирап. Армянин.

Наконец, третье, это узкие лазы под пол в небольшие помещения, возможно, служившие какому-то затворнику кельей.

Армения. Храм Хор Вирап. Яма-келья.

Примечателен сам спуск в одностороннем порядке, либо вниз, либо вверх (клаустрафобам противопоказано). А келья убрана по стандарту: алтарь, икона и свеча. Что еще нужно человеку, отдавшему свою жизнь на служение Богу?

Армения. Храм Хор Вирап. Лестница в яму-келью.

В стенах между камнями, я заметил маленькие записки с молитвами, а кое-где даже монеты. Есть так же информация, что ранее здесь была царская тюрьма. Вирап (на армянском языке — яма), это заполненная ядовитыми змеями и насекомыми глубокая яма, куда бросали осужденных заключенных.

Армения. Храм Хор Вирап. Записки в яме-келье.

Пока мы гуляли по Хор-Вирапу, наступил самый солнцепек. Приходилось прятаться в тени под сводами церкви.

Армения. Храм Хор Вирап.

Долго мы там не пробыли, но этого времени хватило, чтобы умять кило персиков, надо отметить, таких вкусных, мы давно не ели.

Армения. Храм Хор Вирап.

Армения. Храм Хор Вирап.

Обратный путь, конечно же, автостопом. В некоторых случаях нам даже рукой махать не приходилось, машины сами останавливались, предлагали подвезти. Вот он, Ереван и еще полдня в запасе. Для прогулки по городу слишком много, поэтому едем в противоположную сторону – монастырь Гегард, уникален тем, что большая его часть высечена в скале.

***

На сей раз вместо маршрутки нас ждал обычный междугородний ПАЗик. До его отъезда мы тщетно пытались найти хоть какую-нибудь «харчевню», где бы было что-либо кроме хачапури, фруктов или мяса (как вы помните, я и Мила вегетарианцы). Зато наткнулись на армянский сыр. Нам отрезали кусочек с зеленью тархуна. Оказался довольно соленым, но вкусным. Взяли полкило, а ели его с лавашом уже на заднем сидении автобуса. По всем признакам нормальная еда ждала нас только дома.

По пути, как уж повелось, познакомились с водителем автобуса, который пропитался к русским туристам дружелюбием, пригласив к себе на угощение, а если понадобиться, то и предоставить крышу над головой на ночь. Снова можно было только пожалеть о краткосрочности пребывания в этой стране.

Мы доехали до конечной остановки, дальше была территория таксистов, буквально за 500 драм они могли доставить нас до места. Мы же как «зажравшиеся коты» только носы воротили. Показалось странным, что на шоссе почти не было «гражданских», в основном только такси.

Раз «колеса» нам не светят, пошли пешком, зато пополнили запасы воды, в одном из дворов, и даже удалось попробовать ежевику с куста и алычу, ветки которой свисали прямо к дороге. Для эксперимента решили остановить таксиста, узнать расценки, 50 руб. не так и дорого. Мы уточнили, в обе ли это стороны, но когда услышали в ответ, что 500 драм только туда, а оттуда 1000, мы посмеялись и хлопнули дверью автомобиля в знак того, что ребята тут обнаглели. Правда, мы не представляли, ни куда, ни сколько топать до места. Только китайцы, встретившиеся нам по пути, которым, судя по всему, тоже не везло с попутками, пояснили на английском, что недолго осталось, а повернуть надо налево.

Неожиданно рядом остановилась нива. Двум армянам хоть и нужно было в другую сторону, но они согласились подбросить нас до Гегарда. Только когда мы уже стояли перед монастырем, мы поняли, почему никто не останавливался. Дорога, ведущая сюда, была тупиковой. То есть сюда либо ехали конкретно в крепость, либо не ехали вообще.

к содержанию ↑

Монастырь Гегард (Гехард).

Уже издалека монастырь впечатляюще красовался перед посетителями, будучи окруженный со всех сторон живописными горами, и возвышаясь над дорогой, действительно, как скала.

Армения. Монастырь Гегард.

Этот архитектурный памятник притягивал своей исключительностью. Гегард в переводе означает «копьё». Название происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте. Утверждают, что его привез в Армению апостол Фаддей. Сейчас копьё находится в сокровищнице Эчмиадзина. Здесь же и кроме копья было на что посмотреть.

Армения. Монастырь Гегард.

Невозможно было не заметить прямо над головой остатки части монастыря, которые выглядывали прямо из скалы.

Армения. Монастырь Гегард.

Вот к ним-то мы и направились, пробравшись через сыплющиеся камни и кустарник. Испачкаться мы не боялись, тем более, отсюда открывался великолепный вид как на сам Гегард, так и на потрясающие зеленые горы в противоположной стороне.

Армения. Монастырь Гегард.

Армяне, которые нас сюда привезли, рассказывали, что всю эту зеленую красоту (деревья, кусты) от основания до пика, собственноручно посадил один из великих правителей Армении (к сожалению, сейчас не вспомню его имени). Нам же скорее хотелось попасть в сам монастырь.

Армения. Монастырь Гегард. Мила

Армения. Монастырь Гегард.

Даже снаружи стены Гегарда поражали своим размахом.

Армения. Монастырь Гегард.

Да, часть его все же была сделана из каменных блоков, но очень искусно и ровно подогнанных друг к другу.

Армения. Монастырь Гегард.

Внутри электрическое освещение отсутствовало полностью, все, что было в распоряжении наших глаз – это свечи, зажженные верующими, которые придавали монастырю мистический вид.

Армения. Монастырь Гегард.

Армения. Монастырь Гегард.

Единственный, кто «страдал» в таких условиях — фотоаппарат. Многие фотографии получались не очень удачными.

Армения. Монастырь Гегард.

Залы в монастыре были просторными с очень высокими потолками и колоннами, а стены украшал резной церковный и не очень орнамент.

м

Некоторые рисунки были качественно сделаны, чем заставили меня сомневаться в их ручном изготовлении.

Армения. Монастырь Гегард.

Особенно впечатлили куполообразные своды залов. «Готичного» вида орнамент как бы нависал над головой, при этом не вызывая никакого чувства угнетения, скорее восхищение.

Армения. Монастырь Гегард.

В одном из залов находился источник. Мы решили поменять наш запас воды на ту, которая бежала прямо из скалы. Желающих кроме нас было предостаточно. Один рассеянный армянин оставил на камне свои темные очки, на которые безжалостно наступила Мила, когда выходила от источника. Было очень неловко, но, слава богу, дело закончилось миром, армянин понял, что он сам виноват, положив очки в неподходящее для этого место.

Армения. Монастырь Гегард. Святой источник.

За стенами монастыря бежала небольшая горная речка, вдоль которой можно прогуляться, или по мосту через нее перебраться на противоположный берег, заглянуть в нишу одной из скал. Гегард мне очень понравился. Впечатляет усердие и труд людей (не знаю уж, монахи ли это были), которые воздвигли сие чудо.

Армения. Монастырь Гегард. Башня.

У основания скалы храма стояли несколько лавочек с местными «вкусностями». Мое внимание, конечно же, не могло пройти мимо. Особенно заинтересовал медовый пирог, картинками которого я налюбовался в интернете. Странное дело, но больше нигде мы его не встречали в Армении. Я поинтересовался о стоимости пирога, однако, ответ меня расстроил: 3000 драм за пирог с размером со среднюю пиццу (возможно, для России это и не так дорого). Одна бабуля, увидев расстроенное лицо русского туриста, сначала долго препиралась на армянском со своей «конкуренткой» по торговле, а потом протянула оставшийся у нее отломанный кусок пирога (где то четверть от целого) мне со словами, что это подарок. Вот это да!

Армения. Пирог из Гегарда.

На обратном пути, жуя вкусный пирог, мы долго гадали, почему она так поступила. Возможно, потому что был конец дня, и кусок этот некуда было бы деть, все равно зачерствеет, а может, потому что выглядели мы как бедные студенты (нас часто спрашивали, не учимся ли мы), да еще и худые, как велосипеды. Все-таки армяне – щедрый народ. Я с каждой новой встречей убеждался в этом все больше и больше.

Ну что ж, не впервой мне прерывать интересный рассказ на середине, так как слишком большой объем. Вторую часть «сказки, дорогие мои детишечки», я расскажу в следующей статье. А кто хочет повторить мой маршрут, смотрите обзор маршрута по Грузии и Армении. Еще увидимся :).