Содержание статьи:

От того места, где мы отдыхали предыдущий день и ночь до города Бахла было всего около 30 км. Почти сразу нас подхватили какие-то два молодых араба, а на подъезде к городу нам посчастливилось попасть в салон автомобиля Кхалафа – коренного жителя этого города. Почему повезло? Потому что он устроил нам целую экскурсию на колесах по родной Бахле, когда мы сообщили, что друзей тут у нас нет.


Старинные улицы Бахлы.

Сначала мы проехали по узким и старым улицам Бахлы. Кхалаф сообщил, что его город является одним из самых старых населенных пунктов Омана.

Оман. Бахла - старые дома города.

Если бы не этот дружелюбный оманец, возможно, мы бы не увидели ничего, кроме форта, который в единственном числе значился в моем путеводителе. Туда мы тоже заглянем, но напоследок.

к содержанию ↑

Мастерская по изготовлению глиняных горшков.

Потом мы заехали в мастерскую по глиняным горшкам, где можно было бы посмотреть вживую, как местные умельцы их воссоздают на станках, и обжигают в огромной печи. Все вручную. Таких “шоу программ” довольно много по всему миру, но здесь нет расчета на туристов, поэтому можно увидеть, как это происходит “по настоящему”.

Оман. Бахла - мастерская по глиняным горшкам.

Жаль только мы попали ровно в обед, когда практически все ремесленники, кроме главного, покинули мастерскую. Зато мы свободно прогулялись по помещениям и поглазели по сторонам.

Оман. Бахла - глиняные горшки и печи.

Раньше все старые дороги не только в Бахле, но и по всему Оману шли через Вади (русла рек). И в сезон дождей, я думаю, перемещение очень затруднялось. Сейчас трассы стараются делать с мостами и объездами, чтобы облегчить жизнь местным жителям.

к содержанию ↑

Обзорная точка.

К чему я это? К тому, что Кхалав в разговоре и по мере наших перемещений постоянно указывал на местный Вади, который попадался на пути. В городе уже есть новая дорога, но сейчас мы “плутали” по старой и очень узкой. Даже сейчас на ней две машины, наверняка, с трудом разъедутся.

Оман. Бахла - городское Вади.

Кроме того, вокруг старой части города выстроена стена с давних лет.

Оман. Бахла - старые городские стены.

Ее будет очень хорошо видно со следующего пункта нашего пребывания. Я бы назвал это обзорным пунктом, но о нем знают только местные.

Оман. Бахла - подъем на обзорную гору.

Да, обзор на город отсюда потрясающ. И очень хорошо видно вышеупомянутую стену, которая частично протянулась даже по горам.

Оман. Бахла - вид с горы на город.

Лично для моего взгляда новым является сочетание пальм и голых коричневых гор, довольно необычно.

к содержанию ↑

Оманское кладбище.

На подъеме, да и на обратном пути, мы с Милой заметили по обеим сторонам дороги камни. Необычным в них было то, что они не лежали вразброс, а как будто специально кем-то были поставлены вертикально. Кхалаф сообщил, что это оманское кладбище. Человека хоронят в земле, опускают где-то на метр, засыпают, а сверху вместо бетонных плит или монументов просто ставят камень вертикально.

Оман. Бахла - городское кладбище.

Чуть подальше имеется специально огороженное место, куда приходят помолиться за упокой родственники.

Причем, данное кладбище относят к старой части города. То есть здесь хоронят только тех, кто в этой части родился и живет. С новой части будут хоронить в другом месте.

Еще Кхалаф очень хотел показать нам местный рынок или “сук”, как он называется по-местному, однако, тот начинал работать только после полудня, часов с 15. В общем-то мы не сильно расстроились.

к содержанию ↑

Бахла-форт.

Впереди нас ждала крепость – последнее место посещения в небольшом городке Бахла. Туда Кхалаф с нами не пошел, потому что посещал ее не раз. Он просто довез нас, оставил координаты на случай, если что-либо понадобиться и уехал.

Оман. Бахла - форт.

Выходить из машины с кондиционером в пекло совсем не хотелось, но что делать. Мы доплелись до входа в форт, где нас встретил араб с предложением приобрести “тикет”. Билет стоит всего 0,5 реала (40 руб.), но платить за то, что мы уже видели во всех встречающихся городах в Омане, как-то не хотелось. Я включил “дурака” и как всегда рассказал кассиру о нашей “нелегкой” жизни путешественников с палаткой и пешком. На них этот номер не подействовал, тогда я решил проверить возможные “лазейки”.

Оман. Бахла - на входе в форт.

Поднявшись по лестнице вдоль одной из стен, почти сразу нос к носу я столкнулся с охранником. Тот на хорошем английском спросил, не заблудился ли я. Я повторил слово в слово все то, что до этого говорил кассиру. Видимо этот охранник верил в Аллаха сильнее, поэтому через 5 минут его разговора с кассиром, мы могли бесплатно прогуляться по крепости, еще и рюкзаки на входе оставить.

Внешне форт выглядит куда лучше, чем внутри.

Оман. Бахла - форт внутри.

Наверное, потому что внутри он оказался снова пуст. Множество лестниц, ходов, пушек и пустынных комнат.

Оман. Бахла - стены форта.

Я был прав, платить особо не за что, тем более, когда видел подобное.

к содержанию ↑

В Бат – на поиски томб (захоронений).

На сегодня программа по Бахле закончилась, но до сна было еще далековато. Будучи в Низве, мы наткнулись на симпатичные томбы (старинное кладбище) на открытке. Оттуда же я узнал, что такие располагаются недалеко от Бахлы рядом с населенным пунктом под названием Бат. Один из гидов уверил меня, что это совсем близко, может километров 20-30. Поэтому оставшееся время мы решили провести в поисках этого самого места.

По факту оказалось, что до следующего городка Абри только около 50 км, а Бат и того дальше. Что делать, раз поехали в эту сторону, не бросать же начатое.

И снова нам повезло остановить на джипе двух молодых оманцев, которые уж очень горели желанием помочь. На самом деле они ехали в Рустак, Бат им был не то, что не по пути, а как бы в противоположную сторону. Однако, ребята упрямо решили посодействовать нам в поисках, используя интернет, навигатор и опрос местного населения вперемешку.

Вообще-то парни попались очень веселые, так что в дороге с ними скучать не пришлось. Бат мы нашли без проблем, а вот про томбы мало кто знал даже из местного населения. Хотя как они могли знать, если большинство местных были индусы. Молодые оманцы периодически посмеивались над индусской привычкой качать головой из стороны в сторону, как китайский болванчик. Странно, я был в Индии но сам только сейчас заметил такую их особенность. Нас с Милой это тоже стало забавлять.

Исколесив какие-то полу-степи с грунтовыми дорогами, еле-еле ребята таки нашли огороженное сетчатым забором место, где на холмах по две-три штуки виднелись полуразрушенные томбы. Выглядело не совсем, как на открытке, поэтому я чуть засомневался в правильности места. Однако мучить оманцев, которые и так уехали “к черту на кулички” от намеченного маршрута, было неудобно.

Оман. Бат - вход на территорию с томбами.

Неподалеку мы заметили автомобиль, рядом с которым в земле копался в единственном числе европеец. Всех нас это заинтересовало и мы отправились к нему на “переговоры”. Оказалось, что европеец какой-то британский археолог, но что он делает тут в одиночестве я так и не понял, потому что бегом-бегом отправился с Милой смотреть разбросанные на приличном расстоянии друг от друга древние захоронения, коим по словам того же археолога свыше 5000 лет.

Оман. Бат - древние томбы.

И все же я думаю, что более интересные сооружения и более лучше выглядящие я смог бы найти, если бы мы проехали дальше по холмам километров на 20. На сколько это реально, неизвестно, ведь, как я уже сказал, территория была огорожена забором, и пройти можно только пешком.

Оман. Бат - древние томбы внутри.

Несколько фотографий и мы уже несемся обратно.

Оман. Бат - древние могильные захоронения (томбы).

Почему? Да потому что еще до прибытия в Бат ребята предложили нам подождать нас, пока мы будем осматривать томбы, а потом увезти в Рустак. Я подумал это неплохой вариант, потому что можно было и новый город посмотреть и оттуда легче было снова сделать крюк на объездную к Маскату, а дальше в Сур.

Так что прощаемся с британским археологом и отправляемся навстречу новому оманскому городу – Рустак в компании приятных, веселых арабов.