Единственное, за что я не люблю зиму – это отсутствие (или очень малое количество) солнца. Есть предположение, что в России люди в большинстве своем угрюмые и закрытые именно по этой причине. Как считаете?
Поэтому я возвращаюсь к солнечному Азербайджану, а точнее к городу Шеки – второму зеленому населенному пункту, после Кахи. Отличие от последнего состоит в том, что бродить мы будем не по окрестностям, а, наоборот, заглянем в самый центр, чтобы попробовать знаменитую шекинскую халву с медом и посетить красивый дворец ханов.
Если честно, я уже не помню, как мы добрались до города Шеки в Азербайджане, всплывают в памяти только два последних молодых азербайджанца, потому что они оказались очень интеллигентными людьми, с которыми приятно было пообщаться. От них же я услышал предположение, почему азербайджанцев не любят в России. Хотите услышать мнение представителей самой нации? Ребята считают, что в Россию едут те, кто не смог реализоваться в Азербайджане, хотя при наличии мозгов это вполне возможно. Многие считают, что в России заработать легче, и едут туда в основном из деревень и маленьких городков, как правило люди не шибко образованные. Естественно, пока человек в качестве гостя, к нему и относятся, как к гостю, а когда человек приезжает на новое место жить, то к нему уже абсолютно другое отношение. Суммируя все вышесказанное, получаем явное непонимание между местными русскими и теми, кто “понаехал”. Интересная мысль, стоит обмозговать на досуге.
к содержанию ↑Шекинская крепость.
Машина остановилась у самой стены Шекинской крепости. Я разве не сказал, что Хан Сарай или так называемый шекинский дворец ханов находится на ее территории? Теперь сказал :). Практически все достопримечательности города Шеки находятся за стенами крепости длиной около 1,3 км или в непосредственной близости от нее, но давайте по порядку.
В конце XXв. Новая Шекинская крепость (как ее называют местные) была чуть ли не полностью разрушена, поэтому сейчас мы видим ее совсем новенькие стены толщиной в 2,2 м. Однако, крепостей нам хватило еще в путешествии по Восточной Европе, посмотрим, что же там внутри.
Внутри множество различных по своему назначению строений, начиная от дворцов-музеев, и заканчивая мечетями. В любом случае, чтобы добраться до Хан Сарая, надо пройти не меньше 500 м, совершить несколько поворотов, и попробовать местной медовой халвы…
к содержанию ↑Из чего делают знаменитую шекинскую халву.
Кстати, о халве, вы еще помните вкус нашей русской? Так вот, азербайджанская шекинская халва абсолютно не похожа на ту халву, к которой мы все привыкли, ко всему прочему именно такую можно попробовать только в этом месте, потому что производство сладости считается местным семейным бизнесом.
А попробовать нам ее удалось в одной из арок многочисленных зданий, где ютился небольшой стол торговца с несколькими пачками вручную упакованной халвы. То же самое можно приобрести в специализированных магазинчиках на улицах города Шеки, но цена, как я понял, будет уже выше. В магазине халва будет выглядеть вот так.
Это не Россия, здесь всегда дают попробовать товар прежде, чем вы его купите, так что и нам перепал небольшой кусочек азербайджанкой сладости. Затем “пирог из халвы” нарезается и продается по весу. Цена одного килограмма — не меньше 4 манат (160 руб.).
Состав шекинской халвы:
- орехи,
- мед или сироп (для более бюджетного варианта)
- сетка из рисовой муки в несколько слоев (ришта).
Выглядит необычно, на вкус тоже, а на мой взгляд слишком приторно. Если вы относите себя к сладкоежкам, советую попробовать :). Побаловали свой желудок, теперь можно порадовать глаза, до Хан Сарая осталось совсем чуть-чуть.
к содержанию ↑Шеки. Хан Сарай в персидском стиле.
Не смотря на белую будку с охраной прямо перед входом на территорию, пройти туда можно бесплатно, а вот в само здание музея уже придется заплатить 2 маната (80 руб.), там же в дверях выдадут бахилы, чтобы не пачкать красочные ханские ковры.
Уже визуально бывшая резиденция шекинских ханов, а ныне музей, нас впечатлила внешними украшениями стен и резными балконами.
На самом деле дворец небольшой, всего 6 комнат, в одну из которых я смог проникнуть бесплатно с “черного входа” :). Но, не смотря на свои маленькие габариты, здание Хан Сарая, выстроенное в персидском стиле запомнилось мне надолго.
Перед входом симметрично стоят два очень старых дерева. Мы с Милой поинтересовались у местного азербайджанца, каков их возраст. Оказалось, что этим деревьям не менее 700 лет, и они считаются самыми древними во всем Азербайджане. Правда, мы уже видели древнее, если помните 900-летнее дерево в Телави (Грузия).
Проходы к мини-саду рядом с Хан Сараем, откуда был идеальный обзор на дворец, были преграждены скамейками, но для нас это не было проблемой и мы протиснулись через узкий проем между бордюром и тяжелой скамьей. Да, отсюда Хан Сарай выглядит намного лучше.
Еще несколько фото Хан Сарая и отправляемся гулять по городу.
Точнее, отправляемся мы на выход из города, попутно осматривая все, что попадается на глаза. К примеру, в кадр попалась вот такой старенький (но отреставрированный) караван-сарай., который и сейчас используется по своему прямому назначению, то есть это место для торговли.
В старой части города Шеки довольно симпатичные улицы, по которым приятно прогуляться, чего я вам и советую, если будете проездом.
А нам пора ехать дальше, куда? Что-то давно мы не бывали на водоемах, может пора освежиться? Думаю, Мингечаурское водохранилище (или море, как называют его местные) подойдет. Посмотрим, как и в чем купаются азербайджанцы. Ведь они же мусульмане, которые имели советское прошлое, дало ли это отпечаток в культуре?
Комментарии через форму ВКонтакте:
Есть вопрос? Пишите в комментариях! Уже (14) написали:
Очень красиво! А сам музей, вернее архитектурное решение зала — окна в два яруса — напомнило Екатерининский дворец!..
Я думаю этот дворец будет в разы меньше екатерининского 🙂 Но мне он тоже приглянулся, симпатичная архитектура.
Что за здание на третье сверху фотографии? Похоже на православную церковь.
Это так называемая Трехсвятительская церковь. Сейчас она не действует, внутри находится музей прикладного искусства. Действовала до начала 20 в. В 1853—1861 годах священником церкви был отец Евстафий Хуциев. В 1894—1896 годах в церкви служил псаломщиком Гавриил Печинский. Однако, в «Церковныя ведомостях» 1905 года издания указано имя другого священника, Давида Утиева. Там до сих пор есть надгробный камень с этим именем.
Давид Утиев крестил мою бабушку
Ого как! В этой церкви?
Mila, вы живёте вАзербайджане?
Нет, мы путешествовали там.
Жаль. Хотелось бы узнать, есть ли в Нухе православные.
Возможно, кто-то из читателей блога увидит ваш вопрос и ответит. 🙂
NN
Наверно у вас есть документы подтверждающие того, что вашу бабушку крестил Давид Утиев (Утиашвили). 1880 г. Отец Давид служил в Кахи (30-40 км от Шеки. Где я живу и собираю сведения о священниках). Если вам не трудно, пожалуйста напишите мне по maraniki@yahoo.com, или же здесь. Также интересно история вашей бабушки и может у вас есть какие-нибудь фотографии связанные с Давидом.
Заранее блогадарю вас и жду вашего отклика.
С уважением,
Малхаз Нурашвили
Именно в этой, Трёхсвятительской. Её отец был учителем в местной школе
Здравствуйте, Малхаз!
Ответ пишу здесь, а копию записи в метрической книге постараюсь отсканировать. Пришлю на почту. Она довольна бледная и ветхая. Подписал её отец Давид Утиев. Из личностей указаны ещё два пономаря и двое восприемников.
Я думаю, что он же крестил и остальных (старших) детей. Моя бабушка была младшим ребёнком. На девятый день после её рождения мама умерла, и детей воспитывал отец с помощью двух своих сестёр. Никаких интересных фотографий Нухи у нас не было, поскольку после смерти супруги семья переехала из Нухи в Елисаветполь. Глава семьи (мой прадед) был инспектором народных училищ, действительный статский советник — чин получен незадолго до 1917-го года.
Семья наша — русская. Дед моей бабушки был выслан на Кавказ в 1840-е годы (лишён дворянства и разжалован в солдаты). К сожалению, не могу никак узнать из каких он мест России происхождением.
Если Вы собираете сведения по священникам, то они могут быть в Тбилисском архиве, — насколько я знаю, там собраны документы по Грузинскому экзархату (церкви Елисаветпольской губернии относились к Грузинской епархии).
С уважением
Галина
Здравствуйте, Галина!
Большое спасибо за отклик. Видно у вас очень интересные преедкие. Ваша прадедушка одновременно был инспектором и учителем? фамилию можно узнать?
И еще, в некоторых комментариях прочитал что, одновременное упоминания Гавриила Печинского и Давида Утиева в1894-1896 годах, какое то недоразумение. По моему здесь нет никаких противоречии, потому что псаломщик не священник (его обязанности входить чтение псалмов и церковных книг с соответствии церковного типикона). В каждом православном церкви обязательно порядке служил и псаломщик и священник (и это по сей день так). По этому однозначно можно сказать, что никакой противоречии здесь нет.
И еще, снимке в котором снята надгробная камен, указана что это могила Давида Утиева, но в самом деле в нем погребена его жена Анна (на Грузинском хорошо читается, что: «под этим камнем покоиться жена священника этой церкви Давида Утиева Анна…»)
Уважаемая Галина, еще раз спасибо. Жду ваше письмо и копию записи по ел. почте.
Прошу прощения за мой плохой Русский.
С уважением,
Малхаз