А вот и Бийск. Сориентировавшись, нашёл автовокзал и сразу узнал Пашу-командора. Внутри отпустило: «Встречают, значит все в силе!». В те времена я еще не настолько свободно себя чувствовал в плане путешествий, чтобы мотаться по горным массивам в одиночку :). Пока ждали остальных ребят, которые уже ехали в такси после самолета из Барнаула, познакомились с Пашей, на карте он показал, как и сколько идти, куда сделать радиальные выходы, чтобы увидеть лучшие места и уложиться в сроки. Когда подтянулись остальные, долго мешкать не стали, сразу загрузились по машинам.


Наш маршрут по Горному Алтаю и карта.

Карта нашего маршрута, которую мне протянул Паша выглядела примерно так.

Карта нашего маршрута по Алтаю.

Следующий «чек-пойнт» – поселок Тюнгур. Большей половине группы повезло с машиной (Хонда) и комфортом, а мы втроем «скакали» на разваливающейся на ходу «шестерке». Я думал, не доедем, номера сие чудо транспорта где-то потеряло в былых походах, на ходу отваливались колпаки с колёс, ручки от дверей оставались в руках, фару то же посеяли. По пути встретилось четверо ГАИшников, видимо подобные автомобили здесь не в новинку, обошлось без проверок (собственно там и проверять было нечего). Уже сейчас в окно можно было увидеть необъятные горные массивы, а дорога вихляла и постоянно менялась, то асфальт, то грунтовка. На обочине нас частенько встречали суслики, временами играя с судьбой в рулетку, кидаясь нам под колеса. Я всё глубже погружался в себя, мысли о рабочих буднях оставались позади вместе с количеством пройденных километров, а впереди ждали новые приключения.

nasha gruppa

Добирались часов 10.  Время в пути растянули несколько остановок на перекус (цены значительно порадовали своей смехотворностью) и переход приграничной зоны. Так как заранее у нас не было выслано данных, нам пришлось заполнять все необходимые документы на посту, надо сказать проторчали мы там битый час с бумажками. К тому же, официально без необходимых разрешений мы бы не продвинулись дальше Тюнгура.

most

К поселку стали подъезжать затемно. Ко всеобщему удивлению, наш водитель ехал по этой дороге впервые. Вдобавок темнота и дорожные петли с обрывами держали всех в жестком напряжении, сон пропал. Перед нами в свете фар высветился Тюнгурский висячий мост. Хонда крадучись двинулась первой. Наш водила матерился так, что у всех уши в трубочку сворачивались, оказывается, он до жути боялся висячей переправы, и, добавляя «масла в огонь» рассказывал о том, как с моста слетают машины. Напряжение возросло, когда он, перекрестившись, заехал на мост, отчего последний стал плавно раскачиваться. Мы затаили дыхание, возраст этого сооружения (1982г.) тоже не внушал доверия. Слава богу, все обошлось, паника и напряжение понемногу затихали.

После переправы сразу встали на стоянку, было почти 12 ночи. Палатки пришлось ставить в темноте, всматриваясь, как бы не вляпаться в «коровью мину», а тут еще и дождик мелкий зарядил. После моста уже ничего не страшно. Спать ушли сразу, день был долгий, да и завтра намечался не менее легкий поход в горы.

***

Я много раз просыпался утром, слышал, как шумит по палатке дождь, переворачивался на другой бок, и продолжал спать. К полудню всё же вылез на свет, как оказалось, первым. Вокруг на холмах лежало густое покрывало тумана, торчали горные верхушки, а рядом с лагерем журчала река Катунь. Я прошёлся немного вокруг, пока не наткнулся на полевую клубнику. Здесь пришлось задержаться, пока не проснулся весь лагерь. Сборы были долгими, в промежутке зашли в небольшую «харчевню» в поселке и последний раз поели нормальной пищи. Себе в качестве сувенира приобрел варган. И наконец, в 15:00 мы выдвинулись в путь.

kafe

Правда даже километр осилить нам не удалось, от тяжелых рюкзаков начало ломить спины, и энтузиазма поубавилось. Изначально планировалось, одним махом достигнуть контрольной точки «три березы» (вообще таких точек было несколько: «три Березы», «водопад Теккелю» и «озеро Аккем»), но с учетом того, что привалы делались, чуть ли не каждые 10 минут, сей план имел все шансы на провал.

iz derevni

В таком темпе дошли до небольшой деревушки, где уточнили маршрут, дальше необходимо было достигнуть моста через реку Кучерлу. И снова зарядил дождь, погода в здешних местах вела себя как капризная девИца, если светит солнце, и на небе нет ни облачка, то это еще не значит, что через пять минут не польет дождь.

reka

Через какое-то время впереди появился обычный Газик с туристами. Завидев транспорт у всех в группе возникла одна и та же мысль: подружиться с незнакомцами и записаться в ряды попутчиков. Ничего хорошего из этой идеи не вышло, при переговорах наша группа разделилась и часть ушла пешком дальше, мы же остались, но водила ГАЗика нас так и не взял, за что получил вдогонку от ребят кучу ругательств и пожеланий «лучшей дороги». Алтай необычное место, и зачастую здесь происходят любопытные и неподдающиеся логике вещи, за весь поход я сам лично не раз тому был свидетелем, а то, что мысли тут материализовывались в момент, и говорить нечего. Так что водитель злополучного ГАЗика, как мы выяснили позже, и, правда, пострадал, сломавшись по непонятным причинам во время пути. После того случая, я решил быть осторожнее с мыслями.

От дождя дороги размокли, и идти было скользко, несколько раз я терял равновесие и только чудом не «клюнул» носом в какую-нибудь лужу.    По пути попадались кусты красной смородины, мы этому были только рады, неизвестно когда будет следующая возможность поесть.

Нам повезло, на выходе из перелеска дороги сходились, там мы и встретились с ушедшими вперед ребятами. Тут же, недалеко, нашли место для ночёвки и в два счета разбили лагерь (спасибо, предыдущим туристам за оставленные готовые сухие дрова). После сытного ужина вся группа устроилась у яркого костра, мы делились впечатлениями и строили планы на завтрашний день.

***

Мой сон нарушил крик Димы, зовущего Олега. Последний рано утром упёрся в туман на холм, и до сих пор не вернулся. Я вылез из палатки, вокруг не было видно ни зги. Дождь шел всю ночь, и теперь все вокруг застилал густой туман, видимость ограничивалась вытянутой рукой, не мудрено потеряться.

Kazuyak

Ближе к обеду туман начал рассеиваться, а потерявшийся Олег к всеобщему облегчению вернулся в лагерь. Мы оперативно упаковались и двинулись в дорогу. Сегодня я начал ощущать, насколько же прекрасен мир вокруг, пейзажи и воздух в горах по-настоящему кружили голову.

За время пути мы автоматически стали делиться на две группы по темпу перемещения, я и несколько ребят шли впереди, а потом приходилось останавливаться в ожидании отставших. Такой расклад нас не устраивал, и мы решили окончательно разделиться, чтобы не тратить зря ни время, ни силы.

ya s vimpelom

До «трех берез» оставался только перевал Казуяк. Вся его сложность состояла в том, что до сих пор мы шли на одной высоте, а на перевале был резкий подъем и резкий спуск, что сильно давило не только на физику, но и на нервы. Лично я за время подъема успел вспомнить имена всех богов, а вот выносливости Олега, можно было только позавидовать.   Он успел затащить на гору свой рюкзак, да еще и единственной девушке Юле помочь, спустившись за ней вниз. На вершине устроили заслуженный отдых с небольшим перекусом, и не забыли, конечно, про основной ритуал: привязать ленточку с вымпелом.

Дальше по дороге ландшафт все более и более радовал глаз, а на «десерт» у нас были ягоды смородины, полевой клубники и… что это??? Да это же конопля! Самое настоящее целое поле конопли! Сняв рюкзаки, пошли фотографироваться, иначе никто не поверит :). Пяти и семилистная, ароматный запах… Димон тут же нарвал несколько листиков и прицепил к своей шляпе (я знаю, о чем вы подумали, но уверяю, все было более чем безобидно).

prosto pole

Еще одно поле. На сей раз обычное. Отсюда открывался великолепный вид, плоскогорье лежало между хребтов гор с небольшим уклоном, благодаря чему его можно было окинуть взглядом во всей полноте, а с лева шумели водяные потоки Аккема. Погода разыгралась, пот шел ручьями, от жары спасала тень небольших деревьев, которые очень кстати попадались на нашем пути.

Только ближе к вечеру мы достигли заветные «три берёзы». С собой у нас была рация на случай связи с отставшей группой. Разбив лагерь, обрадовали ребят по рации, что недолго им еще мучиться. Здесь же мы нашли ларек, в котором пополнили наши запасы провианта.

Итак, тут была граница, куда можно было доехать на машине, дальше нас ждали только узкие тропки, размытые дождями и растоптанные лошадьми, прощай цивилизация. Остаток вечера мы просидели, вслушиваясь в музыку варгана и флейты.